Филологические науки/Родной язык и литература

Смольникова Е.И.

Павлодарский государственный университет, Казахстан

Проблема формирования концепции заурядного человека и мира в эстетике и творчестве Ф.М. Достоевского 60-70-ых г.г. 

 

 

      Русская действительность 1860-х годов, отмеченная ростом общественного самосознания, подъемом чувства личности, движением народных масс, вызвала кардинальные перемены в русской литературе, в частности обусловила поворот к исследованию самой среды. Эстетические размышления Достоевского этого времени обращены к проблеме обыденного, повседневного в искусстве и литературе. В известном письме к Н.Н.Страхову от  26 февраля (10 марта) 1869 года, в котором писатель формулирует эстетический принцип соотношения «фантастического» и «обыденного», (в период работы над рассказом «Вечный муж»), он высказывает мысль о необходимости глубокого осмысления каждого факта жизни. Критикуя «казенный» взгляд на характер русского человека (на примере образа Райского из романа Гончарова «Обрыв»), Достоевский утверждает принцип исследования «фактов», при котором изображение личности не сводится к определенному, сложившемуся и застывшему в общественном и художественном сознании типу, а предполагает углубленный и свободный от готовых штампов анализ действительности [1, 29, (1), с.19].

Эстетические размышления об обыденном в жизни и искусстве будут продолжены Достоевским и в 1870 – ые годы в «Дневнике писателя»: «Всегда говорят, что действительность скучна, однообразна; чтобы развлечь себя, прибегают к искусству, к фантазии, читают романы. Для меня, напротив: что может быть фантастичнее и неожиданнее действительности ? Что может быть даже невероятнее иногда действительности ? Никогда романисту не представить таких невозможностей, как те, которые действительность представляет нам каждый день тысячами в виде самых обыкновенных вещей. Иного даже вовсе и не выдумать никакой фантазии. И какое преимущество над романом» [2, 22, с.91].

      Задачу писателя Достоевский, таким образом, видит в том, чтобы в повседневных, обыденных явлениях действительности видеть внутреннюю, метафизическую сущность, т.е. «при полном реализме найти в человеке человека» [3, 27, с.65]. Именно с этим качеством связывает  Достоевский  народность и своеобразие русского писателя: «Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я конечно народен (ибо направление мое истекает из глубины  христианского духа народного), - хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему» [3, 27, с.65].

При этом Достоевский осознает ограниченность искусства и художника: «Действительно, проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, - и если только вы в силах и имеете глаз, то найдете в нем глубину, какой нет у Шекспира…Но, разумеется, никогда нам не исчерпать всего явления, не добраться до конца и начала его. Нам знакомо одно лишь насущное видимо – текущее, да и то по наглядке, а концы и начала – это все еще пока для человека фантастическое», т.е. метафизическое, находящееся за гранью познания человека [4, 23, с.144]. Проникнуть в суть «видимо – текущего» - именно такую задачу ставит русский писатель в своих эстетических размышлениях 60 -70 –ых годов.

      Впервые Достоевский дает определение ординарному человеку («Есть люди, о которых трудно сказать что – нибудь такое, что представило бы их разом и целиком, в их самом типическом и характерном виде; это те люди, которых обыкновенно называют людьми «обыкновенными», «большинством» и которые, действительно, составляют огромное большинство всякого общества»), создает классификацию такого типа людей («ограниченные» и «гораздо поумнее») и ставит проблему изображения их в романе «Идиот» (1868), завершение которого как раз предшествовало началу работы над рассказом «Вечный муж», но до сих пор такой тип героя всегда появлялся у писателя как лицо эпизодическое: «Что делать романисту с людьми ординарными, совершенно «обыкновенными», и как выставить их перед читателями, чтобы сделать их сколько – нибудь интересными?   Совершенно миновать их в рассказе никак нельзя, потому что ординарные люди поминутно и в большинстве случаев необходимое звено в связи житейских событий, миновав их, стало быть, нарушим правдоподобие… По – нашему, писателю надо стараться отыскивать интересные и поучительные оттенки даже и между ординарностями» [5, 8, с.383 – 385].

В своей обычной манере писатель и драматизирует проблему ординарного человека как жизненную трагедию посредственности в репликах двух героев романа «Идиот», Ипполита Терентьева и Гани Иволгина, для каждого из которых подозрение в «ординарности», «заурядности», «посредственности» звучит как самое крайнее оскорбление [5, 8, с.392,399]. Точка зрения автора: «писателю надо стараться отыскивать интересные и поучительные оттенки и между ординарностями» [5, 8, с.383 – 385].

Произведением, в котором Достоевский совершает кардинальный поворот от героя исключительного, героя - идеолога, продуцирующего и испытывающего высокие созидательные или разрушительные идеи к герою заурядному, ординарному, человеку толпы, представляющему обыкновенные повседневные интересы русского большинства 60 –ых годов девятнадцатого века, становится его рассказ «Вечный муж» (1870), в котором русский писатель использует фабулу романа Г.Флобера «Госпожа Бовари»

В романе Флобера Шарль Бовари, один из главных героев произведения, после смерти жены узнает из сохраненных ею писем о ее изменах, спивается и гибнет. В рассказе Достоевского Трусоцкий Павел Павлович после смерти своей жены, из ее переписки узнает, что был обманутым мужем и считал своим ребенком чужую дочь.

В своем рассказе русский писатель использует не только фабулу флоберовского романа, но наполняет новым энергетическим и психологическим содержанием образы всех главных героев романа Флобера, использует новые принципы создания образов героев, по - новому рассматривает способы взаимодействия их, что существенным образом влияет на его построение концепции заурядного человека, а тем самым и на проблематику его рассказа, и на его жанровую природу.

 

Литература:

 

1 Достоевский Ф.М. 362. Н.Н.Страхову. 26 февраля (10 марта) 1869. Флоренция.\\ Достоевский Ф.М. Собр.соч. в 30 – ти т.т. – Л.: Наука, 1974-1990. – т.29 (1). –  573 с.

2 Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 30-ти т.т. – Л. : Наука, 1974 – 1990. – Т.22. – 407 с.

3 Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 30-ти т.т. – Л. : Наука, 1974 – 1990. – Т.27. – 463 с.

4 Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 30-ти т.т. – Л. : Наука, 1974 – 1990. – Т.23. – 423 с.

5 Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 30-ти т.т. – Л. : Наука, 1974 – 1990. – Т.8. – 511 с.