Ж.Д. Жукешева, С.И. Избасарова
Институт психологии, Казахстан
Изучение нарциссической динамики
для понимания психологии террористов
Исследования
зарубежных ученых указывают на значимость в понимании психологии террористов
нарциссической динамики. Так, Боллингер обнаружил психодинамику, сходную с той,
которая была обнаружена в случаях, пограничных с нарциссическими. Особое
впечатление на него произвела история нарциссических травм, которые ведут к
недостаточному чувству самоуважения и неадекватной интеграции личности.
Террористы, которых он интервьюировал, обнаружили черты расщепления,
характерные для индивидов с нарциссической и пограничной личностью [Цит. по 1]. В этой
связи рассмотрим тему нарциссизма подробнее.
Понятие
«нарциссизм» было введено в научную литературу английским учёным Эллисом Х. [Цит.
по 2], который описал одну из форм извращенного поведения, соотнесенную им с
мифом о Нарциссе. Согласно этому мифу, отличавшийся необычной красотой юноша
Нарцисс отвергал всех женщин, добивавшихся его расположения и любви. Когда одна
из отвергнутых нимф Эхо умерла от неразделенной любви, богиня правосудия
Немезида наказала Нарцисса: он умер от любви к себе, влюбившись в собственное
отражение в воде озера.
Опыту
нарциссических людей лучше всего соответствует дефицитарная модель: во
внутренней жизни таких людей чего-то недостает. Озабоченные тем, как они
воспринимаются другими, нарциссически организованные люди испытывают глубинное
чувство, что они обмануты и нелюбимы.
В работе
«Душа человека» [Цит. по 2] Фромм Э. показал, что, подобно половому инстинкту и
инстинкту самосохранения, нарциссизм выполняет важную биологическую функцию.
Вместе с тем нарциссизм в экстремальных случаях ведет человека к душевному
заболеванию.
К примеру,
в работе «Комплекс Бога» Джонс Э. [Цит. по 2] изобразил наиболее грандиозный
тип нарциссической личности. Он описал тип человека, характеризующийся
отчужденностью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе,
переоценкой своих творческих способностей и тенденцией осуждать других. Он
отметил, что «когда такой человек становится душевнобольным, он ясно и открыто
демонстрирует бред, что действительно является Богом».
Райх В. в
книге «Характероанализ» [3] представляет нарциссический характер как
«самоуверенный…надменный…энергичный, часто подавляющий своей манерой
держаться,…тот, кто будет, как правило, предвосхищать любую приближающуюся
атаку собственным нападением». Райх В. сообщает, что агрессивная сущность
нарциссического характера проявляется не столько в том, что они делают или
говорят, сколько в том, в каком виде выражаются их деяния.
Эти
исследования нарциссического характера позволили нам обратить внимание на
следующее: Мак-Вильямс Н. в своей работе «Психоаналитическая диагностика» [4]
сообщала о крайне дезорганизованных, импульсивных, садистических людях в
разделе, посвященном психопатическим (асоциальным) личностям. Во-вторых,
терминология («храбрость», «смелость», «самоуверенность», «презрение к слабым»,
«стремление занять ведущее положение»), представленная в описании нарциссического
характера и его внешности Райхом В., была использована Мак-Вильямс Н. в
характеристиках социопатических личностей. И Фромм Э., как бы объединяя и то и
другое, утверждал, что «нарциссизм делает человека асоциальным».
Мак-Вильямс
Н. пишет о различных вариантах, но уже внутри нарциссического характера,
подразумевая, по-видимому, некоторое «смешение» с другими личностными типами:
«По мере продолжения психоаналитических исследований людей стало ясно, что
явная грандиозность личности явилась лишь одной из форм того, что сегодня
рассматривается как нарциссическая проблема или расстройство собственного Я».
Бурстен (1973), например, различает несколько нарциссических вариантов, в том
числе требовательный, параноидный,
манипулятивный и т.д. [Цит. по 4, с.222].
Райх В.,
описывая социальную деятельность у относительно не невротичных представителей
нарциссического типа, называл её волевой, энергичной, импульсивной, точной и по
большей части продуктивной благодаря свободной агрессии. При этом он подчеркивал,
что при более невротичной динамике таких черт возникает прямой риск образования
«параноидной системы».
Хорни К.,
анализируя нарциссическую тему, упоминала
о ней в описаниях «захватнического типа», внутри которого выделяла людей с
нарциссическими, перфекционистскими и высокомерно-мстительными склонностями [5].
Фромм Э., сторонник гуманистического психоанализа, выдвинул свое понимание
нарциссизма. В его представлении, нарциссический человек не обязательно должен
делать предметом своего нарциссизма всю личность. Часто нарциссическую окраску
приобретают отдельные аспекты личности, включая физические способности,
интеллигентность, остроумие, честь.
Вместе с
тем, рассматривая различные варианты нарциссического характера, нельзя не
отметить феномен, который Мак-Вильямс Н. назвала «вторичным нарциссическим
нарушением». Ситуации, заставляющие преуспевающего, автономного взрослого
чувствовать себя подобно некомпетентному ребенку, могут обнаружить
компенсаторное поведение в виде хвастовства, самоуверенных заявлений,
сверхкритических комментарий или идеализации учителя у ненарциссических людей.
Любой человек выглядит высокомерным и обесценивающим, опустошенным и
идеализирующим в условиях, которые напрягают его идентичность и уверенность.
Таким образом, нарциссические проблемы могут возникнуть ситуационно независимо
от личностной структуры. И иногда приходится потрудиться, чтобы определить
личностную структуру, лежащую под «нарциссической раной».
Надо
сказать, что во времена Фрейда З. проблемы нарциссизма не носили всеобщий
характер эпидемии, какой они имеют сегодня. Но со времен Фромма Э. превратности
современной жизни усилили нарциссическую озабоченность во многих людях.
Значит,
некоторая уязвимость в отношении того, кем мы являемся и насколько ценными себя
чувствуем, свойственна всем нам. И мы пытаемся строить нашу жизнь таким
образом, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. «Наша
гордость возрастает при одобрении и увядает при неодобрении со стороны значимых
других. Но для некоторых из нас озабоченность поддержанием самоуважения
затмевает другие задачи настолько, что нас можно считать поглощенными
исключительно собой» [5].
«Мир
быстро меняется, - рассуждает далее Мак-Вильямс Н., - мы часто переезжаем,
средства массовой информации эксплуатируют нашу незащищенность и способствуют
суете и жадности; обращение к светским нормам размывает внутренние нормы,
зачастую обусловленные религиозными и национальными традициями. Во времена
быстрых перемен непосредственное впечатление, производимое кем-либо на других,
может оказаться более неотразимым, чем целостность и искренность. Современные
люди больше беспокоятся о том, что «не вписываются», а не из-за того, что
изменяют своим принципам. Они могут беспрестанно размышлять о видимых
достоинствах – красоте, славе, богатстве, а не о более скрытых аспектах своей
идентичности и целостности. «Имидж» заменяет всё» [4].
Таким
образом, нарциссические качества могут проявиться и у неявных нарциссов, или
вообще не у нарциссов, то есть у любого из нас. Следовательно, существует две
категории нарциссической темы: нарциссизм вообще (как составляющая любого
характера), и нарциссический характер, в частности. Но тогда логичен следующий
вопрос: почему в «традиционных непсихоаналитических» классификациях нет нарциссических
характеров? Может быть потому, что их объединили с другими характерами? В
частности, с истерическим? Не потому ли, что истерические и нарциссические
черты проявляются как бы в одной плоскости и их сочетание наиболее частое и
естественное? А описание истерического характера в психоаналитических
классификациях, где отдельно от истерического характера звучит и нарциссическая
тема, - более мягкое, «щадящее», «человечное», в отличие от привычных нам
описаний?
В
практических целях, позволим себе просто предположить, что такая
некатегоричность в описании истерического характера достигается как раз при
отсутствии тех определений, которые используются в контексте описания
нарциссического характера. Ведь если даже Леонгард К., в классификации
которого, нет описания нарциссического характера, предупреждал о том, что не
следует связывать «стремление к признанию» с истерическим характером, почему бы
нам действительно не поразмышлять над этим?
К примеру,
Гиндикин В.Я. и Гурьева В.А. рассматривают истерический характер в категориях,
которыми психоаналитики описывают нарциссический характер: «…стремление, во что
бы то ни стало, обратить на себя внимание, поиски признания, постоянно казаться
больше, чем они есть, крайний эгоцентризм». Возможно, речь здесь и идет о «смешении
характеров», отмеченных Ганнушкиным П.Б., а не только об истерических чертах? К
слову сказать, «в глазах психоаналитиков», описание истерического характера у
самого Ганнушкина П.Б. также происходит с позиции смешения нарциссической и
истерической тематик.
Можно
предположить, что если справедлива мысль о возможности присоединения
нарциссической составляющей к любому типу характера, то может быть, эта
составляющая и начинает продвигать основной конструкт характера в сторону
большей невротизации. Например, злопамятность и высокомерие, скорее всего,
вносят еще большую дисгармонию в структуру параноидного индивидуума.
Всегда
надо помнить о меньшей вероятности существования «чистых типов», и о том, что,
сочетание тех или иных личностных свойств может приводить к их взаимному
усилению или ослаблению (B. Bergmann).
Такие
рассуждения - ещё один маленький пример того, какие трудности подстерегают нас
в понимании психических явлений. Не случайно ведь Хорни К. предупреждает нас о
том, что, не рассматривая многочисленные, тесно переплетенные взаимодействия в
анализе характеров, мы не сможем продвинуться в психологическом познании.
Таким
образом, многогранность проявлений нарциссизма позволяет объяснить некоторые
психологические особенности отклоняющегося поведения, в том числе и причины
вовлечения в террористическую деятельность.
Литература:
1.
Поуст Дж. Мы против них: групповая
динамика политического терроризма // Социальные конфликты:
экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. — Вып. 4. Терроризм. — М.,
1993. — С. 31-32.
2.
Лейбин В. Психоанализ.
Учебник. – СПб.: Питер, 2002. – 576с.
3.
Райх В. Характероанализ.
– Москва: ТЕРРА – Книжный клуб; Респуплика, 1999.С.196-199.
4.
Мак-Вильямс Н.
Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом
процессе. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2003. - 480 с.
5.
Хорни К. Невроз и
личностный рост. Борьба за самореализацию – Санкт-Петербург:
Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997. – 316 с.