Ю.Н.ЕГОРОВ

Доктор экономических наук, профессор  ГУМФ

В.В.ПЕТУХОВ

Аспирант МРСЭИ

 

Эпоха перемен в России начала ХХ века в работах А.И.Чупрова

 

Современный этап реформирования экономики России требует не только изучения перспективных моделей экономического роста, но и широкого использования творческого наследия, накопленного предшествующими поколениями ученых-экономистов, и в частности, представителями  российской экономической науки. 

Александр Иванович Чупров (1842-1908), один из ведущих и едва ли не самый популярный профессор Московского Императорского университета родился в г.Мосальске Калужской губернии в семье священника. По окончании Калужской семинарии поступил в Петербургскую академию, перейдя через год в Московский Императорский университет, с которым в дальнейшем оказалась связанной большая часть его научной деятельности. Учился А.И.Чупров на юридическом факультете, однако довольно скоро сосредоточился на политической экономии, которую преподавал  профессор И.К.Бабст, по рекомендации которого в 1868 году был оставлен при университете. После сдачи магистерского экзамена с диссертационной темой "О железных дорогах" А.И.Чупров летом 1872 года, получив от университета стипендию, выезжает в двухлетнюю заграничную командировку в Лейпциг. По возвращении в Россию с мая 1874 года А.И.Чупров утверждается преподавателем политической экономии и статистики. В апреле 1875 года он защищает магистерскую диссертацию "Железнодорожное хозяйство", т. 1, а через три года со вторым томом этой работы - докторскую диссертацию.

Трудно перечислить все те научные и общественные предприятия, в которых А.И.Чупров принимал участие. В Московском университете он читает курс лекций по теории и истории политической экономии, а также курс статистики. К этому прибавляются лекции по прикладной политической экономии. В 1878-1881 гг. А.И.Чупров входит в состав известной  железнодорожной комиссии, труды ко­торой повели к изданию «Общего устава российских железных дорог». В 1881 и 1882 г.г. А.И.Чупров состоял членом существовавшего тогда городского статистического отдела, принимал деятельное участие в разработке и выполнении плана переписи  Москвы в январе 1882 года. В 1885 году А.И.Чупров избирается членом международного статистического института. С 1887 года он является членом-корреспондентом  Императорской академии наук. В 1888 году участвует в правительственной комиссии по исследованию причин падения цен на сельскохозяйственные продукты (комиссия В.К.Плеве). В 1896 году А.И.Чупров председательствовал на бывших в Петербурге при министерстве финансов совещаниях по выработке   программы исследования для выяснения влияния урожаев и цен на хлеб   на русское народное хозяйство, результатом чего явился    выход двухтомного сборника «Влияние урожаев и хлебных цен на некото­рый стороны русского народного хозяйства».

С осени 1899 г. Александр Иванович прекращает преподавание в Московском университете и выезжает за границу для поправления здоровья. Однако и там он не оставляет своих занятий. Он много пишет, преимущественно для известной в России газеты "Русские ведомости", сотрудничество с которой следует считать его второй кафедрой. В 1904 году А.И.Чупров читает курс лекций в бывшей в Париже Русской Высшей школе общественных наук.

А.И.Чупров был в числе инициаторов создания в 1908 году в Москве Народного (согласно первоначальному замыслу – Вольного) университета Альфонса  Леоновича Шанявского.  В идею создания в Рос­сии  вольного университета Шанявские вложили  попытку противостоять глухой «реакции, и стремление дать России как можно больше умных, образованных людей». Университет А.Л.Шанявского отличался прогрессив­ностью, имел самый демократический устав в России. 

Скончался Александр Иванович Чупров в Мюнхене 24-го февраля 1908 года. Тело его было перевезено в Россию и предано земле в Москве, устроившей ему торжественные проводы на кладбище.  Именем А.И.Чупрова после его смерти было названо экономическое общество при Московском университете.

В научной литературе принято относить  к критической школе теоретической экономии, для которой было характерно использование в качестве теоретического фундамента положений классической буржуазной политэкономии и некоторых идей экономической теории марксизма. Марксизм представители этой школы использовали как орудие критики крепостнических и феодальных порядков в России.

Заметно стремление А.И.Чупрова внести в учебные курсы больше иллюстративного материала из экономической истории России. После изложения «истории цен» он давал специальный раздел по истории бумажных денег в России. Российскими дан­ными наполнен раздел о кредите, особое внимание при этом уде­лял учреждению мелкого кредита в России, отечественный материал приводился и в вопросах о земельной ренте.

В своем курсе политической экономии  А.И.Чупров рассматривал  основные проблемы «системы политической экономии», которая делилась на четыре отдела: потребление, производство, обмен и распреде­ление. Тем самым потребление и потребность оказывались на пер­вом плане его курса. Анализ товара, изложение теории стоимости следовали после тем о рабочей силе, производительности труда и налоговой политики на предметы потребления.

В учении о производстве у А.И.Чупрова нашли свое отражение некоторые новые явления рыночного хозяйства: возникновение та­ких форм частнохозяйственных предприятий, как синдикаты, кон­сорциумы, акционерные компании, которым автор противопоставлял «общественно-хозяйственные» организации типа средневековых ку­печеских гильдий, ремесленных цехов, рабочих союзов, общин, земств, государства.

В разделе о распределение изучались вопросы заработной платы, прибыли на капитал и земельной ренты. Признавалось существование трех классов современного общества, а доходы их объявлялись результатом действий «свободного соперничества».

Лекции А.И.Чупрова в Московском университете продолжались четверть века с 1874 по 1899 год и пользовались в России едва ли не наибольшей популярностью.

Основные научные взгляды, которых придерживался А.И.Чупров, наиболее четко проявились в его отношении к аграрной реформе П.А.Столыпина, которая имела весьма важное значение для России  в начале XX века, поскольку  затрагивала коренные интересы крестьянства, составлявшего основную массу населения страны и в значительной степени определявшего её экономическое развитие, социальный и духовный облик. Оценка степени результативности столыпинских аграрных преобразований важна тем, что именно путём проведения этой реформы монархическая власть предприняла одну из последних серьёзных попыток стабилизировать ситуацию в обществе методами хозяйственного реформирования и тем самым продлить своё собственное существование, дав ему несколько обновлённую экономическую и политическую опору.

Столыпинская реформа привлекла к себе внимание общественности практически с первых дней её проведения. Наибольшие дискуссии велись вокруг вопросов о разрушении общины и землеустройстве. Значительное  влияние на  оценки реформы оказывала партийная борьба вокруг аграрных мероприятий правительства. В дискуссиях по земельному вопросу приняли участие представители всех существующих на тот момент в государстве политических партий и движений, так как аграрный вопрос достиг в начале XX века небывалой остроты, и программы, посвященные переустройству сельского хозяйства, присутствовали в документах практически всех политических организаций.

А.И.Чупров был сторонником «естественных процессов» в экономике и скептически относился к проявлениям «административной системы». Что хорошо видно на примере его статьи «Свобода и народное богатство»[1].  Он видел «обостряющийся с каждым годом кризис в сельском хозяйстве» и связывал его в действиях бюрократии, которая замалчивает опасности и направляет свои силы не на разрешение проблем, а совсем в другую сторону. «На призыв о немедленной помощи разорявшемуся крестьянству она (бюрократия)  ответила ломкой сельского самоуправления, дарованного в 1861 году, и подчинением сельского люда беспощадной, всепроникающей чиновничьей опеке; быстро один за другим последовали законы, урезавшие те или иные права крестьянского сословия».  Как полагал А.И.Чупров, реформа сельского управления послужила установлению бесконтрольного произвола со стороны земских начальников в отношении сельских сходов, деревенских должностных лиц и каждого отдельного крестьянина. «Когда заходит речь о богатстве страны,- пишет А.И.Чупров,-  всегда нужно помнить, что оно не падает с неба, не производится в канцеляриях, а создается трудом тех миллионов хозяйств, из которых состоит нация. Если этот труд прилагается бодро и умело, народ богатеет; но если под какими-либо несчастными влияниями энергия труда ослабевает, если уменье не прибавляется с ростом потребностей, то постепенно подкрадывается обеднение, за которым рано или поздно наступает настоящая народная нищета. Эти элементарные истины экономической науки, которых, к сожалению, не хочет знать ослепленная сознанием своего всемогущества бюрократия, достаточно объясняют те перемены, которые совершились в русской народной экономии под давлением действующего административного строя»[2].

А.И.Чупров не только не поддержал аграрную реформу П.А.Столыпина, но и оказался в числе ее активных оппонентов. По мнению А.И.Чупрова, Указ 9-го ноября 1906 г. о выделе крестьян из общины был «резким вызовом русскому народу». При этом А.И.Чупров возражал против скороспелости решений со стороны кучки чиновников, всю жизнь проведших в петербургских канцеляриях и обладавших лишь смутными понятиями о народной жизни. Он оценил Указ как скороспелый продукт бюрократического творчества.

А.И.Чупров не мог не видеть недостатков существовавшей общинной организации сельскохозяйственного производства. Он пишет: «в посылках противников общины есть много правды; скажем больше,- в них все правда; но вывод из этих посылок сделан поверхностно»[3]. Соглашаясь с тем, что «община в настоящее время налагает на крестьянина больше тяжестей, чем дает выгод»[4] А.И.Чупров считал, что какие бы недостатки ни усматривались в аграрном строе, уже то обстоятельство, что он сам собою, без всякого воздействия свыше, поддерживает порядок в производстве и потреблении бесчисленных крестьянских дворов, рассеянных на огромном пространстве русской земли, заставляет относиться к нему бережно и с вниманием.

«Нельзя привести,— писал этот экономист в работе «Хозяйствен­ные последствия разрушения общины», - абсолютно никакого довода в пользу необходимости немедленно пускать в ход придуманную г. Столыпиным затею. Напротив, все соображения здравого смысла и политического благоразумия говорят в пользу той мысли, что сначала следует дать России время перейти от нынешнего рабства к свободе, очиститься от скверны всяческого самовластия и произвола, от воен­ных положений и скорострельных судов и потом уже на освобожден­ной от этих губительных плевел почве начать насаждать улучшенные формы землевладения и усовершенствованные агрокультурные поряд­ки»[5].

В оценке состояния русской общины А.И.Чупров мало в чем расходился с либералами. Он видел пределы применения общественных предприятий, среди которых:

«а)как основанные на чувстве страха ответственности и чувстве долга, а не на личном интересе, общественные предприятия идут вообще менее удачно, чем частные.

в) применение начала принуждения стесняет в известной мере область личной свободы.

с) чрезмерное распространение принудительных общественных предприятий отучает народ от забот о собственных интересах…».[6]

Весь вопрос состоял в том, как выйти из этих заданных негативных порядков, принеся русскому обществу по возможности наименьший ущерб. А.И.Чупров полагал, что недостатки общинной организации можно ликвидировать, оставаясь на ее почве, без насильственных, административным порядком, разрушений существующих в крестьянском мире отношений. И если в понятие собственности П.А.Столыпин вкладывал юридический смысл, и его реформа пыталась создать класс собственников на землю именно в юридическом (по А.И.Чупрову – бюрократическом), то А.И.Чупров видел в собственности экономическую категорию, выражающую определенные производственные отношения.

В чем видел А.И.Чупров проблемы общины? Отчего крестьянин прилагает к. земле мало капитала, труда и знаний? Оттого, что у него нет ни того, ни другого, ни третьего, и нет оснований полагать, что количество этих производительных сил у него прибавится с выходом из общины. Уничтожение общины, не в силах будучи само по себе изменить отношения между тягостями и выгодами землевладения, - так как это отношение зависит от причин, посторонних общине, - в самом лучшем случае оставит крестьян в том же положении, в каком они находились до последнего времени.

Но в таком виде, полагал А.И.Чупров, дело оставаться не может. Ведь община является ячейкой государства, краеугольным камнем всего общественного здания. Значит, разрушая общину, мы должны приготовиться к великому перевороту во всех социальных отношениях[7]. Уничтожение общины раздробит крестьянское землевладение на множество мелких хозяйственных единиц. Лишенные капитала и знания, эти микроскопические хозяева не будут в состоянии с выгодой вести хозяйство: при первом напоре неблагоприятных обстоятельств они лишатся земли и крова и превратятся в бездомных пролетариев. Из такого положения трудно будет найти исход, - предупреждал А.И.Чупров. Его не устраивали насильственные (административные) мероприятия, разрушающие существовавшие мирские отношения. Он предвидел возникновения  конфликтов в русской деревне между выделяющимися крестьянами и сохраняющимся мирским распорядком. Еще одной возможной проблемой А.И.Чупров считал дробление участков.

В качестве преемника общины А.И.Чупров видел не индивидуальное хозяйство (подворно-наследственное), основанное на частной собственности, а хозяйство, организованное.на принципах артели. Именно артель создает возможность сохранения независимости русского крестьянства. По его мнению, поспешные реформы должны лишь привести к тому, что с разрушением общины погибнет единственное средство сохранить экономическую независимость народных масс и из этой меры выйдет то, что на месте теперешней эксплуатации сильных слабыми, - поставляемой в упрек общине, но легко поправимой выходом недовольных и обыкновенно больше преувеличиваемой, нежели какова она на самом деле, станет безвыходная, непоправимая и гибельная для общественного прогресса  эксплуатация слабых сильными; положение личности и общества не только не изменится к лучшему, но сделает неизменный шаг назад. 

Большое значение А.И.Чупров придавал развитию промыслов на селе, которые давали импульс частнокапиталистическим отношениям при сохранении в целом существующего уклада и позволяли поднять доходы крестьянства. Соединение мелких промыслов, артельного начала и поземельной общины, по мнению А.И.Чупрова, позволило бы восполнить их взаимные пробелы и придать каждому из этих элементов экономики новые ценные свойства.

При этом очень многое зависит от просветительства. Александр Иванович Чупров призывал российское государство беречь интеллигентные силы страны, желал их взаимного доверия, сотрудничества и дружной работы во благо Отечества. В сельском хозяйстве народное образование он связывал с необходимостью повышения агрокультуры.

«Страны бывают богаты в меру свободы, которою они обладают», - таков был девиз А.И.Чупрова.  Положение в России начала ХХ века он оценивал как состояние полного бесправия и подчинения личности каждого русского человека бесконтрольному произволу административных властей[8]. По мнению А.И.Чупрова,  для человека естественным образом свойственно стремление к свободе, особенно в условиях усиления административного произвола.  Он обращал внимание на психические метаморфозы общества в условиях появления и укрепления «героев и поклонников крепкой руки». 

А.И.Чупров высказывался за политику властей, направленную на привлечение к управлению государством интеллигентных сил страны и сокрушался когда видел, что власти, наоборот содействуют их разобщению. И это делается в стране, где интеллигентных сил так мало сравнительно с громадным населением[9].

Литература

1.Чупров А.И. О современном значении и задачах политической экономии. –М,1874.

2.Чупров А.И. Политическая экономия. Лекции. - М. 1875.

3. Чупров А.И. Карл Маркс // Юридический Вестник. - 1883. № 3.

4.Чупров А. О характере и причинах современного промышленного кризиса в З.Европе. 1889.

5.Чупров А. Политическая экономия. –М,1892.

6.Чупров А. История политической экономии. –М,1892.

7.Чупров А.И. Крестьянский вопрос. М., 1909.

8.Чупров А.И. Речи и статьи. В 3 т. –М,1909.

9.Чупров Александр Иванович // Русские ведомости. 1863—1913. М., 1913.

10.Чупров А.И. Курс политической экономии. –М,1917.

11.Чупров А.И. Краткий повторительный курс политической экономии (теория и история).Составлен по Чупрову. –СПб,1901.



[1] Русские ведомости. 1904 г.

[2] А.И. Чупров. Речи и статьи. -М., 1909, т. II. С.134.

[3] А.И. Чупров. Речи и статьи. -М., 1909, т. I. С.49.

[4] Там же.

[5] А.И. Чупров. Речи и статьи. -М., 1909, т. II. С. 553.

[6] А.И.Чупров. Краткий повторительный курс политической экономии. –СПб,1901. С.41.

[7] А.И. Чупров. Речи и статьи. -М., 1909, т. I. С.50.

 

[8] Свобода и народное богатство.

[9] Статья «Свобода и народное богатство».