Л. Ю. Казанина
Социальная политика
правительства Столыпина
в оценке умеренных
либералов
(по материалам печати партии демократических реформ
и партии мирного
обновления)
Российская модернизация начала ХХ в., вошедшая
в историю под именем столыпинских реформ, стимулировала появление новых форм
политической активности и дала толчок к развитию рассмотрения вопросов
преобразований не только на уровне институтов государственной власти, но и в
самом обществе, расколотом по идейно политическому и партийному принципу.
Различные социальные и политические силы страны предложили в противовес
правительственной программе свои модели-проекции преобразования России и
интерпретировали проблему – национальные интересы – под углом мировоззренческих
представлений, жизненно важных интересов, представляемых ими на политической
арене сил. Разнообразие и разновекторность этих моделей-проекций, значительно
превосходящие гипотетически возможные пути национального развития страны,
свидетельствовали о резкой поляризованности российского общества, напоминавшего
уже готовый к взрыву «идеологический и партийный» котел. Эта интерпретация определила и отношение
различных политических партий и общества в целом к столыпинскому варианту
модернизации России.
Прослеживающаяся преемственность в
программах партии демократических реформ и партии мирного обновления, схожие организационные принципы этих двух партий, тождество их социальной
базы, наконец, видная роль лидеров ПДР М. М. Ковалевского, В. Д.
Кузьмина-Караваева, А. С. Посникова в становлении и развитии партии мирного
обновления и прогрессистов, определили их сходное отношение к политике
правительства Столыпина.
Занимая промежуточное положение между
октябристами и кадетами и отличаясь от них главным образом особенностями своей
тактики, ПДР и партия мирного обновления выступали за постепенное
реформирование общественной жизни при сохранении преемственности политических
институтов и поддержке сильного государства. Только такой путь, по их
убеждению, был возможен в крайне неоднородной и взрывоопасной среде,
именовавшейся российским обществом.
В решении рабочего вопроса партия
демократических реформ исходила из принципа экономической целесообразности,
необходимости учитывать интересы непосредственных производителей и общества в
целом. Столыпинские законопроекты в области рабочего законодательства ПДР
рассматривала как вынужденную уступку правительства: «Гром не грянет – мужик не
перекрестится – эта старая пословица в полной мере применима к роли русского
правительства в рабочем законодательстве»[1].
Возвещенная министром торговли и промышленности А. Д. Философовым программа
реформ в области рабочего вопроса, в организации представительства
торгово-промышленных интересов и прав, по мнению «Страны», не нова и даже
изложена в либеральных терминах. Однако, «стало уже банальной истиной, что та
атмосфера исконного произвола, в которой создалась вся наша административная
машина, гораздо более питает, чем подавляет анархию. И в этом серьезная
опасность для нашей промышленности. Искусственное затягивание анархии в конце
концов должно будет привести нынешний застой в делах до резкого промышленного
краха»[2].
Члены ПДР считали обязательным государственное страхование от
несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также по старости. Однако
столыпинские проекты страхования рабочих на случай болезни и от несчастных
случаев на производстве не встретили с их стороны одобрения и поддержки.
Недостатками проектов они считали узость сферы применения законов (только для
фабрично-заводских и горных рабочих) и устранение от управления делами
страховых товариществ самих рабочих. «Оставить определение степени потери
трудоспособности после несчастья, от которого непосредственно зависит высота
пенсии, в руках исключительно врачей, состоящих на службе предпринимателей, или
у страховых товариществ, прямо-таки невозможно; к нему непременно должны быть
привлечены и посторонние, независимые, понимающие дело лица, и представители
другой заинтересованной стороны, т. е. от рабочих»[3],
- утверждал печатный орган ПДР. Кроме того, «самые пределы помощи, которая
должна быть оказана каждым заведением заболевшему, настолько не определены, что
и самая обязанность лечить становится весьма проблематичной»[4].
Печатный орган мирнообновленцев, характеризуя подготовку к введению страхования
рабочих, также сосредотачивал внимание на частностях: «Если мы и слабо
подготовлены к введению страхования, то дело здесь, конечно, не в отсутствии
правил и инструкций, а, как указывает та же «Торгово-промышленная газета», в
совершенно неудовлетворительной постановке нашей промышленной и рабочей
статистики. Но к устранению последнего коренного недостатка ни раньше, ни
теперь, насколько мы знаем, серьезных мер не принимается. А давно пора!»[5]
Примирение труда и капитала, по мнению
партии мирного обновления, может произойти лишь при наличии двух условий.
Первым является взаимное признание обеими сторонами необходимости договориться
и создание условий для возможности договориться, т. е. создание
профессиональных союзов, надлежащих организаций как работодателей, так и
рабочих, взаимное уважение этих двух групп. Вторым условием является
государственное вмешательство в отношения труда и капитала, как «начало в свою
очередь примирительное, но узаконяющее лишь то, что уже выработала жизнь, при
условии обеспечения наибольшей производительности народного труда»[6].
Печатные органы обеих партий изобилуют примерами, в том числе о совещаниях по
рабочему вопросу при министерстве торговли и промышленности, где промышленники
выступают против предложений правительства по улучшению условий труда рабочих и
сокращению продолжительности рабочего дня. «По целому ряду вопросов они
остались при особом мнении, и правительство оказалось дальновиднее
капиталистов. Последние не могли возвыситься над своей узко эгоистичной точкой
зрения и свои классовые интересы пытались оправдать ссылками на процветание
«национального производства» и пресловутую свободу договора найма»[7],
- констатировал «Московский еженедельник»..
Отводя важную роль в защите профессиональных интересов рабочих
профессиональным союзам, «Страна» осуждала кабинет Столыпина за нескончаемый
ряд репрессивных мер, отсутствие условий для свободной организации
профессиональных союзов[8].
Поэтому, по мнению публицистов газеты, загнанные в подполье союзы вынуждены
уделять политике гораздо больше места, чем того требуют их непосредственные
задачи: «Пусть правительство попытается запретить союзы промышленников – и оно
достигнет тех же результатов. Торгово-промышленные союзы и синдикаты уйдут в
подполье и, естественно, станут подкапываться под существующий строй»[9].
Общая характеристика рабочего законодательства сводилась к следующему
определению: «… эта реформа относится к области тех, задачей которых является
сделать так, чтобы как будто и было, а на самом деле не было»[10].
Не остался без критических замечаний
мирнообновленцев и закон о праздничном отдыхе в торговых предприятиях, который,
по их мнению, недостаточно эластичен: «Запрещение всяких работ по праздникам,
которых в течение ярмарочного периода бывает не менее двенадцати, чрезвычайно
вредно отражается на интересах многих и многочисленных групп лиц, причастных к
нижегородской ярмарке и вовсе не тяготящихся праздничной работой, должны быть
приняты здесь во внимание, почему и нужно здесь признать, что «суббота для
человека», а не наоборот. Шаблон здесь не применим, нижегородская ярмарка не
должна страдать от пропуска и недочета закона, и какая-нибудь поправка
необходима»[11]. Когда речь
идет об исключительном периоде, когда должна быть произведена огромная масса
необходимой работы, общая норма, по мнению мирнообновленцев, должна быть
оставлена в стороне, так как момент предъявляет исключительные требования и
имеет исключительные права.
Единственным отрадным и смелым
нововведением в области рабочего законодательства «Слово» называет законопроект
о нормальном отдыхе торговых служащих, и то не безусловно: «При всех его
несомненных недостатках, на наш взгляд, он представляет собою едва ли не самый
совершенный из всех, изданных в междудумский период»[12].
«Страна» же и вовсе характеризует этот законопроект как
«законодательно-маниловские благопожелания»[13].
Ответственным за ход дела мирнообновленцы
считали П. А. Столыпина и потому делали именно его мишенью для своих предположений
и оценок. Подводя итоги 1907 г., «Слово» писало: «Господин Столыпин много раз
публично заявлял, особенно для заграничного употребления, о стойкости своей
конституционности. Но его слова не вяжутся с делом, и его деятельность далеко
не оправдывает таких заявлений. Одно из двух: или он и его министерство
действительно бессильны и представляют собой только щит, или он неискренен»[14].
Лидеры ПДР считали, что главное
заблуждение правительства заключается в том, что оно смотрит на все свои
либеральные мероприятия как на уступку, как на пожертвование кому-то, как на
средство так или иначе отделаться от назойливых требований и обеспечить,
наконец, себе спокойствие. «Сколько бы ни шла государственная власть в этом
направлении, она кроме собственного ослабления ничего не достигнет. Нужно раз и
навсегда сознать необходимость и жертв, и реформ, требуемых временем и
событиями, и не пытаться взять обратно что-либо из раз дарованного» –
утверждала «Страна»[15].
Надежды на проведение реформ партия
демократических реформ и партия мирного обновления возлагали на Государственную
Думу: «Действительно, именно теперь, в настоящий момент тяжелой
правительственной реакции и проникающего в душу общества и населения глубокого
пессимизма, затаенной озлобленности одних и индифферентизма других, на
Государственной Думе лежит огромная моральная ответственность»[16].
«Страна» выступала с идеей единства всех
прогрессивных движений, призывая к сотрудничеству представителей либерального,
демократического и социалистического политических течений и призывала всех, кто
хочет мирного, но безостановочного движения вперед – к народному благу и
народной свободе, соединить свои усилия в деле созидания конституционного
строя. В качестве почвы для такого блока рассматривалось стремление к мирной борьбе
за установление нового государственного строя и за проведение широких
социальных реформ, необходимых для его укрепления. Однако правительству
Столыпина ПДР не отводила места в этом блоке и не видела в нем союзника.
Постоянные нападки со стороны ПДР на реформаторскую деятельность кабинета
министров, не оставили в свою очередь выбора и правительству: ПДР было отказано
в официальной регистрации. «Источник всех указанных нами зол, – заключала
«Страна», – один и тот же: переход от абсолютизма к конституционному строю,
возвещенный Манифестом 17 октября, совершился только на бумаге…»[17].
Программные положения этих партий,
рассчитанные на вариант мирного выхода страны из системного кризиса и
переустройства политического, экономического и социального строя «единой и
неделимой» России на основе гражданского мира и согласия, обеспечения
преемственности институтов власти, форм собственности и ведущей роли
государства в коренном преобразовании жизни в России, координирующего ход
реформ в масштабах страны и обеспечивающего социальную направленность политики,
соответствовали замыслу столыпинских реформ. Однако стремление обеих
сторон к поиску оптимальных путей
преобразования общества на началах социальной справедливости под лозунгом
«социально-политического реализма» не стало основой для объединения усилий
правительства и представителей либерального лагеря. Первому справедливо
виделось отсутствие у либеральных лидеров желания идти на сотрудничество с
правительством, вторые, считая министерство Столыпина рутинным, тяготеющим к
старине, обрушили на него шквал критики за чересчур медленное да еще и с
большими недоработками, с их точки зрения, проведение давно назревших реформ.
[1] Страна. 1906. 3 октября.
[2] Страна. 1906. 10 октября.
[3] Страна. 1906. 28 октября.
[4] Страна. 1906. 14 октября.
[5] Слово. 1909. 12 июня.
[6] Слово. 1907. 14 декабря.
[7] Московский еженедельник. 1907. № 12. – С. 54-55.
[8] Страна. 1907. 4 января.
[9] Страна. 1906. 11 октября.
[10] Страна. 1907. 4 января.
[11] Слово. 1907. 7 июля.
[12] Слово. 1907. 4 октября.
[13] Страна. 1906. 7 декабря.
[14] Слово. 1908. 1 января.
[15] Там же.
[16] Слово. 1908. 1 мая.
[17] Страна. 1906. 21 ноября.