А.Б., д.и.н., профессор

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан

 

Ф.А.ФИЕЛЬСТРУП ОБ ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КАЗАХОВ  

 

Ф.А.Фиельструп (1889-1933) один из крупнейших специалистов в области этнографического изучения тюркских этносов, особенно в области материальной культуры, хозяйства и семейно-брачных отношений.

Федор Артурович Фиельструп родился в Петербурге в семье датского инженера-электрика, принявшего Российское подданство. В 1908-1916 годы он учился на романо-германском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета. После окончания университета он работал в Музее антропологии и этнографии (МАЭ), с 1918 года внештатным, а с 1921года по 1933 год штатным сотрудником, созданной при Российской Академии Наук Комиссии по изучению племенного состава населения России (с 1925 года СССР) и сопредельных стран (КИПС), преобразованной в 1930 году в Институт по изучению народов СССР (ИПИН). Основной целью названного научного учреждения являлось составление этнографической карты и сбор широкого круга материалов по изучению этнического состава и расселения народов Алтая, Кавказа, Крыма, Приуралья и Средней Азии, для проведения национального размежевания в составе СССР. Был незаконно репрессирован в 1933 году и реабилитирован посмертно в 1958 году.

В ходе этнографических экспедиций Ф.А.Фиельструпом был собран значительный историко-этнографический и сравнительно-сопоставительный материал по кыргызам, казахам, туркменам и другим тюркским народам. Приобретенные им разнообразные предметы материальной культуры и прикладного искусства пополнили коллекции МАЭ (Санкт-Петербург), Главного Среднеазиатского музея (Ташкент) и Центрального музея г. Бишкека [1].

Это позволило ему опубликовать ряд ценных публикаций по казахом [2], в том числе «Свадебные жилища турецких народностей» [3]. Вместе с тем, к сожалению, значительная часть этнографических материалов автора по кыргызам и казахам, в силу указанных трагических обстоятельств, оказалось неопубликованной. Его личный архив, представленный дневниками, тетрадями, рукописными отчетами о его полевых этнографических исследованиях 1924-1929 годов, был передан в архив Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН вдовой ученого, крупнейшим специалистом по этнографии Таджикистана и Узбекистана Е.М. Пещеровой.

Часть из них, посвященная семейным, хозяйственным, общественно-бытовым обычаям и обрядам кыргызов, казахов и других тюркских народов, была систематизирована и обработана к изданию докторами исторических наук указанного Института Б.Х. Кармышевой и С.С. Губаевой, опубликована под названием «Из обрядовой жизни киргизов начала XX века» в 2002 году [4].

Безусловно, из четырех глав монографии, особый интерес для нас представляет первая, посвященная семейным или обрядам жизненного цикла [4, с.14-181], состоящая в свою очередь из трех параграфов: свадебной, детской и погребально-поминальной обрядностей.

Первые два параграфа полностью построены на материалах о кыргызах центрального Тянь-Шаня, а также Таласа и приферганской территории Кыргызстана.

В заключительном параграфе по поминальным обрядам [4, с. 98-181], имеются материалы не только по кыргызам, но и по казахам практически всех трех жузов Старшего, Среднего и Младшего с указанием их родоплеменной принадлежности. Они основаны как на собственных полевых этнографических данных, так и на основе использования специальной литературы. Автором последовательно и логично показаны действия, совершаемые близкими, родственниками, друзьями и аульчанами в случаях ожидаемой или внезапной смерти, в отношении завещания умершего. Это же относится к поклонению его праху, помощи семье покойника, чтению молитвы Корана, омовению и одеянию покойника, особенностям укладывания его в юрте. В отношении срока похорон, верно, отмечено, что он бывает разный: короткий (в день смерти или на следующий день) и продолжительный (до трех дней). Мы знаем, что первый срок похорон больше характерен для казахов Южного Казахстана, а второй для других регионов республики. С ними перекликаются приводимые автором примеры двойного захоронения: временное погребение покойника (аманат) в силу различных обстоятельств, в чужой земле и вторичное погребение в родных местах, на родовом кладбище. При этом, «все посмертные обряды совершаются на месте смерти, а на месте похорон – все связанные с погребением» [4, с.14-181]. Также подробно показаны обстоятельства, связанные с обязательной перевозкой умершего домой верхом на лошади или с использованием транспорта (арбы, сани).

При этом подробно изложены следующие характерные для казахов атрибуты: путь на кладбище, погребение, устройство могилы и положение тела в ней, обратный путь от могилы. Относительно поминального плача автором показаны отличительные черты как женского плача, причитания (жоқтау), так и мужского (дауыс). Не остались в стороне особенности траурной процедуры вдовы, траурной одежды вдовы и других женщин в разных регионах Казахстана.

Относительно обязательных поминок в честь памяти усопшего сообщается, что они устраивались у казахов на седьмой, сороковой, сотый дни и в годовщину смерти [4, с.136].

Значительное место в данном параграфе уделено рассмотрению тризны ас [4, с.139-168], устраиваемой в годовщину в честь знатных и известных аксакалов, которые пользовались уважением и почетом при жизни, не только среди сородичей, но и далеко за пределами волости, уезда и области. Поэтому организация такого «аса» выходила за рамки чисто семейного мероприятия, перерастая в общественное. В связи с этим к его проведению подходили очень серъезно, созывая специальное совещание (кенес) старейшин, на котором решались многие организационные вопросы: «кого приглашать, какой будет расход, сколько голов какого скота будет зарезано на угощение, сколько кибиток нужно поставить для гостей, кто будет принимать и обслуживать гостей», назначается день начала тризны, договариваются об общем числе скота на призы, намечают место для ее проведения, «и с этого момента указанная площадь является запретной для кочевания» [4, с.139].

Продолжительность аса колебалась от нескольких дней до одной недели, т.к. каждый из дней был строго расписан по своей насыщенности. «Первый день ошак (ошақ қазу) копают очаги; второй день сойс (мал сойар күн) режут скот; третий день лөс (ет асар күн) варка и дележ мяса; четвертый день табак тарту угощение и день съезда» [4, с.153-154] и т.д. Заключительный день аса сопровождался скачками, другими конно-спортивными состязаниями, борьбой и т.п., победителей которых ждали ценные призы, доходившие от 10 до 30 голов скота.

После проведения годовщины (жылын беру) или аса и по согласованию с аксакалами «вдова снимает траур, вновь приобретает прежний внешний вид (это касается одежды, волос) и выходит замуж» [4, с. 169] по закону амангерства за старшего брата покойного или другого близкого его родственника.

Таким образом, краткий обзор трудов Ф.А. Фиельструпа показывает, что им проделан значительный вклад в разработку обрядности жизненного цикла казахов, кыргызов и других родственных тюркских этносов. Ценность его исследований заключается в том, что собранные им собственные полевые этнографические материалы на протяжении 1924-1929 годов, логически взаимосвязаны и подкрепляют данные дореволюционных источников по названной проблеме.

 

Литература:

1.  Кармышева Б.Х. Этнографическое изучение народов Средней Азии и Казахстана в 1920-е гг. (Полевые исследования Ф.А.Фиельструпа) // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. М., 1988. Вып. 10.

2. Фиельструп Ф.А. Скотоводство и кочевание в части степей Западного Казахстана // Казаки: Антропологические очерки. Материалы Особого комитета по исследованию союзных и автономных республик. Вып.П. Л., 1927. – С.78-107; Он же. Молочные продукты турков-кочевников. // Казаки: Сб. статей антропологического отряда Казахстанской экспедиции АН СССР. Исследование 1927 г. Материалы Комиссии экспедиционных исследований. Вып.15. М., 1930. – С.263-301.

3. Фиельструп Ф.А. Свадебные жилища турецких народностей // Материалы по этнографии. Л.,1926. Вып.1. Т.ІІІ. – С.117-138.

4. Фиельструп Ф.А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX века. [Отв. ред. Б.Х. Кармышева, С.С. Губаева]. М.: Наука, 2002. 300 с.