Музыка и жизнь./ Эпохи,
стили, жанры
К.п.н.
Кочеков В. Ф.
Челябинская
государственная академия культуры и искусств, Россия
Система управления музыкальным
воспитанием – уникальный опыт воплощения теории в практику
Отношения практики и теории весьма
многогранны. В определённой степени практика служит основанием для развития
теории. В практике усиление роли теоретического начала, как правило, ведёт к
повышению эффективности практической деятельности. Таким образом, теория и
практика должны взаимодействуя между собой, обогащать друг друга содержанием и
методами ради успеха практики и более глубокого и разностороннего познания
мира. Однако содействовать успешному познанию мира и эффективности практики
может только правильная теория, действительно адекватно отражающая реальность.
Практика, являясь самым надёжным критерием истины, будет играть решающую роль в
определении истинности или ложности теории. В ходе акта практики выясняется
степень истинности теоретических положений: практическая применимость теории, с
целью искусственной широкомасштабной имитации эксперимента в повседневной жизни
– есть Практика. В ней
и проявляется состоятельность теории.
Уникальным опытом воплощения теории в
практику является создание системы приобщения широких масс населения к
музыкальной культуре, искусству в одном из развитых промышленных уральских
городов – Магнитогорске.
Для успешного освоения
широкими слоями населения музыкальных
ценностей необходимо многообразие форм
музыкального
просветительства, качество этого вида деятельности, совершенствованием
ее методов. В свою очередь эффективность
и качество просветительской деятельности зависит от
таких факторов, как планирование и координация. Управление (в виде руководства
извне или самоуправления) необходимо для нормального функционирования
музыкальной культуры любого типа (как и всякой системы вообще) «… оно
должно пользоваться научными методами руководства, опираясь и на знание
общих законов развития культуры, музыки» [1, с. 58].
Основными элементами системного подхода в
осуществлении массового музыкального воспитания в промышленном городе
являются: единство целей и направлений воспитательного воздействия; учет
всех факторов социальной и производственной жизни города; совместное
планирование, эффективная координация работы всех звеньев и средств
воспитания; охват воспитательным воздействием всего населения с учетом
особенностей всех социальных и возрастных групп; последовательное сочетание
просвещения и обучения с включением людей в активную музыкальную деятельность; организация
непрерывности процесса
воспитания человека на протяжении жизни; постоянная проверка результатов
воспитательных усилий.
Для
реализации всех элементов системного подхода создан орган, координирующий и
направляющий работу всех звеньев. Им и стала система управления музыкальным
воспитанием (СУМВ), созданная в 1983 году Александром Николаевичем Якуповым.
СУМВ
— это своеобразная форма консолидации усилий профессиональных музыкантов и
актива любителей музыки путем добровольного объединения всех учреждений и
организаций, осуществляющих работу по музыкальному просвещению и воспитанию
масс. Работа этих учреждений проводится на основе взаимодействия,
согласованности и преемственности, формируется единый организм, целенаправленно
осуществляющий общую задачу — формирование нового человека средствами
музыкального искусства.
Конкретизируя
цели, стоящие перед СУМВ, отметим следующие: приобщение каждого жителя города
к лучшим образцам музыкальной культуры, ее «золотому» фонду и на этой основе
формирование высоких музыкально-эстетических вкусов населения; привлечение
широких масс к строительству музыкальной культуры города; проведение
воспитательной работы в контакте со всеми административными органами,
общественными организациями и творческими союзами города,
культурно-спортивными комплексами.
В свою
очередь, основными задачами
СУМВ являются:
· объединение
и координация усилий учреждений музыкальной культуры, всех музыкантов и
любительского актива, направленных на
осуществление музыкального воспитания населения;
· внедрение
системного подхода к музыкальному воспитанию масс, обеспечение
непрерывности этого процесса;
· укрепление
музыкальных традиций прошлого,
создание новых;
· рациональное
использование материально-ресурсной базы
(залы, коллективы, кадры, частично
финансы, реклама, инструменты...);
· преодоление
межведомственных барьеров;
· взаимодействие
музыкантов с представителями других
подсистем художественной культуры;
· расширение зоны
просветительской деятельности
как отдельных учреждений, так и конкретных их работников на основе
рационального использования творческих возможностей каждого музыканта;
· выработка
единых требований к качеству просветительской работы всех учреждений музыкальной
культуры города;
· воспитание кадров
путем обмена лучшим опытом;
· внедрение
новых форм просветительской работы, совершенствование ее методологии.
Структура
СУМВ:
Художественный
совет СУВМ.
Художественный совет системы, по сути, является законодательным органом. Его
решения обязательны для всех членов СУМВ. Руководящие функции осуществляются
советом в форме утверждения перспективного плана работы на год.
Бюро. Это орган оперативных решений,
действующий постоянно. В соответствии с положением, члены бюро собираются для
совещания не реже одного раза в месяц. Бюро имеет право принимать конкретные
решения. Бюро также разрабатывает рекомендации к годовому плану и выносит их
на утверждение художественного совета.
Социологическая лаборатория исследований
музыкальной жизни города. Орган, осуществляющий постоянный мониторинг состояния
музыкального ареала города, для решения стратегических и тактических задач
музыкального воспитания масс.
Учебный
сектор:
·
музыкальные учебные заведения ведомства Министерства
культуры
РСФСР (музыкальное училище и
музыкальные
школы);
·
музыкальное отделение педагогического училища;
·
студии музыкального общества;
·
семинары-практикумы творческих комиссий музыкального общества;
·
курсы организации и пропаганды музыкальной культуры на селе;
·
с 1987 года музыкальное общество;
· музыкальные
студии в общеобразовательных школах и при Дворцах культуры;
· музей
музыкальной культуры;
· университет
музыкального воспитания молодежи;
·
народная консерватория;
· система эстетического воспитания в учебных
заведениях;
· уроки музыки
в общеобразовательных школах.
Усилия Учебного сектора
направлены на совершенствование и
координацию
учебно-воспитательной
работы музыкальных учебных заведений,
организацию методической учебы
педагогических составов и их
руководителей, оказание методической помощи подшефным сельским
педагогическим коллективам, изучение и обобщение опыта воспитательной работы
общеобразовательных школ.
Творческий сектор:
· концертные
бригады;
· музыковеды-критики;
· филармония;
· филармонии-спутники;
· народная и
детская филармонии;
·
государственная хоровая капелла;
·
центр связи производственной практики учащихся музыкального
училища с городским отделом народного образования и производственными коллективами;
· клуб
творческой интеллигенции при зале искусств;
· творческие
коллективы других ведомств;
Деятельность
Творческого сектора обусловлена такими задачами, как повышение качества
просветительской работы всех творческих коллективов — от солиста-пианиста до
государственной хоровой капеллы. Здесь решаются вопросы совершенствования
апробированных и внедрения новых форм музыкальной пропаганды, изучение и
распространение лучшего опыта музыкально-просветительской деятельности. Кроме
того, план работы сектора предусматривает оказание методической помощи
любительским коллективам, привлечение лучших к широкой концертной
деятельности.
Организационный сектор:
· диспетчерский
пункт концертной деятельностью;
·
организационные комитеты:
городского и районных
смотров художественной самодеятельности, конкурсов исполнителей,
марш-парадов духовых оркестров, музыкальных агитпробегов, агитпоездов,
агитавтобусов, городского и районных праздников песни, музыкальных
праздников.
Организационный сектор решает множество организационных вопросов:
от определения места проведения выступления солиста или концертной бригады до
проведения многотысячного праздника песни. По сути это сектор постоянно
действующих оргкомитетов массовых музыкальных мероприятий.
Пресс-центр. Орган,
осуществляющий постоянную работу по освещению всех
сторон функционирования СУМВ.
Практика
функционирования в Магнитогорске СУМВ еще раз убедительно подтвердила, что у
музыкантов на местах есть значительные резервы аниматорики музыкальной жизни.
СУМВ стал эффективным стимулятором музыкальной жизни города, принципом,
объединяющим и направляющим усилия учреждения музыкальной культуры самых
различных ведомств на приобщение каждого жителя к лучшим образцам музыкального
искусства. Решая задачу внедрения системного подхода к осуществлению массового
музыкального воспитания, музыканты в условиях объединения оказались способны
оказывать воздействие на «очищение» звучащей среды, обеспечивать рост и
формирование качество музыкальных потребностей населения, вплотную приблизиться
к реализации дифференцированного подхода к массовому музыкальному воспитанию.
Кроме того, с управленческих позиций система обеспечивала активность всех
взаимодействующих сил, участвующих в процессе музыкального воспитания,
позволяла влиять на развитие музыкальной культуры, оказывать стимулирующее воздействие
на микроклимат музыкальной жизни. Опыт работы учреждений музыкальной культуры
Магнитогорска убеждает в том, что в условиях деятельности СУМВ у музыкантов
появляется реальная возможность формировать музыкальные вкусы населения.
Литература:
1.
Сохор М. Социология и музыкальная культура. – М., 1975.