Галлямова Айгуль Римовна, аспирант ФГНУ «Институт
педагогики и психологии профессионального образования»
Российской академии образования
Влияние учителя на
представления о дистрибутивной справедливости младших школьников
Справедливость как этическая категория доступна для понимания
детей еще в дошкольном возрасте. Чувство
справедливости как реакция на ситуацию взаимодействия возникает у человека в
его развитии много раньше, чем чувство справедливости при оценке ситуации в
качестве стороннего наблюдателя. Последнее является при наличии определенных
интеллектуальных возможностей, связанных с развитием когнитивных процессов
человека. В частности операций сравнения, анализа, синтеза и усиливается при
появлении элементов критического мышления. Чувство справедливости является не
только аффективной реакцией на социальную ситуацию, но и когнитивной. Без
когнитивной переработки информации, которая чаще всего происходит на
интуитивном уровне (бессознательном), невозможна аффективная реакция. С
возрастом, кроме интуитивного уровня в оценке ситуаций, появляется способность
обдуманных суждений, которые возникают при размышлениях о вещах справедливых и
несправедливых. Появляется способность рационально обосновывать эти суждения
«…более того, обычно мы имеем некоторое желание действовать согласно этим
провозглашенным убеждениям, и ожидаем того же от других» [3].
Практически
все исследователи социальных представлений указывают на то, что понимание и
оценка справедливости всегда субъективны. Предполагается, что справедливой, как
правило, признается благоприятная для объекта ситуация, а несправедливой –
неблагоприятная. Однако это не всегда так. Будучи сторонним наблюдателем
человек с определенного возраста может переживать чувства справедливости и
несправедливости, оценивая действия участников ситуации как справедливые или
несправедливые. Без сомнения такие чувства испытывают люди со способностью к
эмпатическому переживанию, но не только. Можно представить ситуации, когда нет
непосредственных участников, а есть некая информация, которая позволяет
прогнозировать будущие события в смысле справедливого или несправедливого
исхода некой ситуации. К примеру, формулировка нового закона или правила может
вызвать справедливый гнев или справедливое удовлетворение у людей, кого эти события
могут коснуться и даже у тех, кто не попадет под их действие.
Уникальная
возможность сравнить представления о справедливости индивидуумов объединенных в
малую социальную группу и имеющих одновременно влияние одного значимого
взрослого имеется, пожалуй, только в начальной школе, где на детей в течение
четырех лет воздействует один и тот же человек - учитель. В качестве рабочей
гипотезы было высказано предположение, что на представления о справедливости
ребенка влияют: параметры социальной ситуации, в которой наблюдается какое-либо
деление материальных и других благ, уровень когнитивного развития ребенка,
социальный климат школы (ценности, установки, традиции школы и т.п.) и
представления о дистрибутивной справедливости учителя. На первый взгляд такие
гипотезы кажутся очевидными, но факты в виде сравнения представлений о
справедливости разнообразных социальных групп, даже находящихся в различных
этнокультурных условиях очень незначительно отличаются в своих представлениях
справедливости [2]. Кроме этого на представления ребенка влияют – родители,
старшие братья и сестры, другие родственники как значимые взрослые, что
казалось бы должно размывать влияние одного человека. Однако, в условиях семьи
и школы применяются совершенно разные принципы и нормы справедливого
распределения каких-либо благ, во-первых, в семье по отношению к детям крайне
редко применяется принципы справедливого распределения: «по заслугам», «по
вкладу», «по способностям». Основные принципы и нормы, применяемые в семье: «по
потребностям», «равенство», «чтобы все остались довольными» и реже «по
заслугам». Традиционно в семье принципы и нормы справедливости отличаются от
существующих принципов и норм распределения в обществе, усвоение общественных
норм происходит в процессе социализации, когда ребенка начинают оценивать и
вознаграждать взрослые за проделанную работу. Именно в школе наравне с
социально одобряемой появляется и социально оцениваемая деятельность – учебная,
за которую положено определенное вознаграждение. Именно учитель систематически
на законном основании оценивает и распределяет условные блага в виде отметок и
педагогических оценок, тем самым оказывает социально-психологическое влияние на
развитие представлений о дистрибутивной справедливости.
В данной статье
показаны результаты проверки первой и последней гипотезы на основе анализа
представлений о принципах и нормах дистрибутивной справедливости
(справедливости распределения). Под нормами дистрибутивной справедливости
понимаются правила, лежащие в основе распределения вознаграждения и наказания
за проделанную работу. Исследователи выделяют следующие нормы:
беспристрастность, равенство, распределение в соответствии со способностями,
усилиями, потребностями, заслугами, продуктивностью, профессиональной пригодностью,
достижениями, социальным рангом, общественной полезностью, личностными
качествами, групповой принадлежностью участников взаимодействия [1].
Для
проверки гипотезы использовалась специальная методика, построенная по принципу
репертуарных решеток, предложенная и проверенная в работах Б.С. Алишева и О.А.
Аникеенок [1]. Она представляла собой матрицу, в столбцах, которой размещены 16
ситуаций, связанных с распределением, а в 16 строках указывались принципы
распределения материальных благ, которым может следовать человек. Задача
учащихся состояла в том, чтобы для каждой ситуации определить несколько
приемлемых принципов. И ситуации, и принципы подбирались с учетом ряда
требований. Ситуации распределения предполагали распределение денег, льгот,
затрат и др. в разных масштабах. Они также были заранее, сгруппированы по трем
основаниям: 1) по источнику распределяемых ресурсов; 2) в половине ситуаций
респондент мог распределять, но не мог ничего получить сам; 3) половина
описаний подразумевала наличие вклада участников ситуации в образование
распределяемых ресурсов.
Принципы в
матрицах формулировались на основе существующих разработок в психологии и
описывали, по крайней мере, все основное из тех возможных подходов, на которые
мог бы опереться любой человек в реальной ситуации. Задача испытуемых состояла
в том, чтобы для каждой ситуации определить не более 3 приемлемых принципов
справедливого решения.
Индивидуальные
ответы респондентов по предложенной методике изучения представлений о
дистрибутивной справедливости были суммированы путем наложения. В итоге,
обобщенные результаты представляли собой числовые матрицы (16 столбцов на 16
рядов) с величинами частот в каждой клеточке, которая показывала, как в
конкретной ситуации был использован принцип справедливости в группе (в нашем
случае – классном коллективе). Предполагалось, что если в исследуемых группах
существуют отличия в виде некого предпочтения того или иного принципа
справедливого распределения в конкретной ситуации, то они должны проявиться в
значимых отличиях величин частот, выраженных в процентах от числа возможных
ответов. Для установления достоверности отличий в предпочтениях принципов
справедливого распределения групп исследователями использовался φ –
критерий Фишера, который удобен для установления уровня статистической
значимости отличий величин, выраженных в процентах. Всего в исследовании
приняли участие 7 классов двух гимназий г. Казани в количестве 193 учащихся (92
мальчика и 101 девочка). Результаты анализировались по всем ситуациям и
принципам справедливого распределения материальных благ. Между группами
учащихся обнаружились не только сходства, но и отличия. Наиболее вероятные
объяснения этих отличий связано с ролью учителя в развитие и формирование
представлений о справедливости, когнитивным уровнем развития учащихся и
социальным климатом школы. Для того чтобы исключить влияние показателя
интеллектуального развития и социального климата школы сравнивались группы
учащихся, которые обучались одновременно в одной гимназии и их средние показатели
интеллектуального развития статистически не отличались.
Список литературы
1.
Алишев Б.С., Аникеенок
О.А. Студенты о справедливости в сфере распределения // Социологические
исследования. – 2007. – №11. – С.103-110.
2.
Алишев Б.С., Аникеенок
О.А., Крючкова А.И. Особенности восприятия справедливости наказания в разных
культурах // Вопросы психологии. №1– 2010. - с.44-56.
3. Ролз Джон Теория справедливости – М.: Изд-во ЛКИ,
2010.