Нурымбетов Е.Ш.

Западно-Казахстанский государственный университет им.М.Утемисова

Творчество казахского народного композитора Алшекея Бектибайулы

 

Народный композитор-кюйши1 Алшекей Бектибайулы (1847-1932) является одним из выдающихся представителей домбровой2 школы Сырдарьинского региона, ныне Кзылординской области Казахстана. Этот край, как известно, славится своей развитой эпической традицией, но не менее богато и интересно здесь представлено инструментальное творчество, которое в музыкально-стилевом отношении имеет свои неповторимые черты, отличающие их от других западных и восточных домбровых традиций Казахстана. Наиболее крупными представителями местных (локальных) традиций являются кюйши - Мырза (Приаралье), Досжан (Центральная часть региона – ближе к городу Кзылорда), Алшекей (верхнее течение, пограничье с Каратау).

Объектом нашего исследования стало творчество Алшекея Бектибайулы, хорошо известное в народе, но малоисследованое в казахском музыкознании. Между тем, по ценности и значимости творчество Алшекея сопоставимо с именами Курмангазы, Даулеткерея, Сейтека, Казангапа, Таттимбета, Сугира и многих других композиторов «золотого XIX века» [1].

Есть несколько причин столь позднего внимания исследователей творчеству композитора. Одна из главных причин - это то, что родившийся в Яны-курганском районе Кзылординской области, он на старости лет был вынужден со своими близкими родственниками переехать сначала в Узбекистан, затем в Таджикистан. Алшекей прожил 86 лет, был захоронен в пастбище Яуань Шарбатского района Таджикистана [2]. Дети кюйши вернулись в Казахстан лишь в середине XX века. Поэтому произведения Алшекея начинаются распространяться последователями после этого периода. Поводом для изгнания из родной земли было его социальное происхождение. Его отец был человеком среднего достатка из рода Конырат среднего жуза, владел земельными участками, которые передавались ему из поколения в поколение. Местность, где родился будущий композитор, называлась «Бектибай сазы».

Алшекей, сочинивший около 70-ти кюев, не был должным образом воспринят своим временем. Представители религии, так называемые молда, обвиняли его «приближенным к дьяволу», гипнотизирующим народ игрой на домбре. А после становления в стране Октябрьской революции во время коллективизации его семья попала в «черный список», как потомки богачей-кулаков.

Два обстоятельства повлияли на творчество Алшекея стать музыкантом. С ранних лет он рос в творческой среде. Его отцом часто организовывались всякие состязания кюйши, акынов3 и певцов. В доме Бектибая собиралась не только творческая элита родного аула, но и знаменитые люди со всех уголков края. Не случайно в 12 лет маленький Алшекей уже играл многие популярные кюи местного региона и был признан как подающий надежды домбрист. А также он был автором своих первых сочинений - кюев «Аксак токты» и «Тепенкок». 

Немаловажную роль для композитора сыграл его дедушка по линии матери - Рустем. Помимо домбры он хорошо играл на сыбызгы4 и кылкобызе5 [3]. Впоследствии в своих домбровых кюях Алшекей смело использует бурдонные приемы этих инструментов.

Из 20-ти произведений композитора, которые существуют на сегодняшний день, по легендам кюев можно условно их разделить на Автобиографические кюи: Шерли, Толкын, Ол ким, Домбырамен коштасу; Кюи связанные с образом животных и птиц: Тайшубар, Тепенкок, Бозинген, Акку; Кюи-посвящения женщинам: Акжелен, Жаяу кербез; Кюи, отражающие социальные проблемы своего времени: Отарба, Терискакпай, Мунлыктын кюй; Кюи состязания: Айшамен 6 тартыс, Бопемен 5 тартыс.

По исполнению, строю и приемам штрихов кюи Алшекея можно условно разделить на следующие группы: квартовые (он бурау), квинтовые (терис бурау), звукоизобразительные (дыбыс коркемдеу), похожие на кобызовые или сыбызговые кюи.

Таким образом, творчество казахского народного композитора Алшекея Бектибайулы, с одной стороны, органично вписывается в музыкальные традиции Сырдарьинского региона Казахстана, с другой, по своей самобытности и яркости заметно выделяется на общем фольклорном фоне. Все это вызывает дальнейший и более углубленный интерес казахских этноисследователей.

 

Обозначения терминов:

1.     Кюйши – исполнитель кюев. Кюй – инструментальное произведение.

2.     Домбыра – казахский музыкальный двухструнный щипковый инструмент.

3.     Акын – поэт-импровизатор.

4.     Сыбызгы – духовой музыкальный инструмент, сделанный из тростника.

5.     Кылкобыз – двухструнный смычковый музыкальный инструмент.   

 

Список использованной литературы:

1.     Нурымбетов Е. Алшекей – кюйши региона реки Сыр (сборник кюев). Алматы, 2005.

2.     Сейдимбек А. Кюи казахов. Монография. Астана, 2002.

3.     Самаркин А. Казахские музыкальные инструменты: Этноинструментоведческий словарь. Уральск, 2004.