Гузь О.Ф.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
И ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
Рождаясь, человек не обладает
какими-либо социальными
качествами. Но с первых минут жизни его приобщают
к человеческому обществу.
Взрослея, развиваясь, он постепенно включается
в различные общности людей,
начиная с семьи, коллектива сверстников
и кончая социальным классом, нацией,
народом. Процесс формирования таких
качеств индивида, которые обеспечивают его включение в определенную
общественную целостность, и
называется социализацией. В
процессе социализации индивид осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности
людей, но воспринимает, впитывает
их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Так он становится личностью, представляющей собой неповторимый ансамбль общественных отношений.
Социализация в то же время является и интериоризацией, т.е. переходом внешних
для индивида общественных отношений в его внутренний духовный мир.
Существует множество средств и « механизмов» социализации и среди них особое место занимает
искусство, которое, наряду с
другими общественными институтами
и формами, «подключает» человека
к интересам и потребностям
общества во всех его многообразных видах. Выявить и нагляднее представить
особенности художественной
социализации позволяет становление
ее с другими видами
социализации личности.
Формирование личности,
функционирование ее в качестве члена общества невозможно без морали.
Моральные нормы, регулирующие поведение личности, связывают ее с обществом. В
результате интериоризации, обретая нравственное
сознание и правосознание,
личность, как правило, сама, по своей воле, исполняет моральные нормы и
правовые законы.
Искусство, в котором
объективируется и в наибольшей степени
концентрируется эстетическое отношение человека к миру, является
незаменимым фактором социализации личности, связывая ее с
обществом самыми сокровенными
узами и воздействуя на самые
сокровенные стороны
человеческого поведения. При этом
приобщение к многообразным эстетическим
отношениям через освоение эстетических
и художественных ценностей
совершается без какого-либо ущемления
суверенности самой личности, а,
напротив, через ее развитие и духовное
обогащение, и что чрезвычайно
важно, совершенно свободно.
Эстетический вкус
формируется главным образом в
процессе непосредственного общения с
произведениями искусства,
пробуждающими у человека способность
к эстетическому восприятию и
переживанию, способность делать
выбор и
чувственно-интеллектуально оценивать
явления действительности
соответственно социальному и художественному опыту человека, его социальным чувствам и
мировоззрению. Он проявляется в
виде индивидуальных оценок, но всегда
органически связан с эстетическими,
философскими, этическими, политическими воззрениями человека, обусловлен общественными отношениями людей.
Следовательно, вкус - это
исторически конкретная система
эмоционально-оценочных
предпочтений, которая, в конечном счете, осмысляется и соотносится с общественно- эстетическими идеалами
как определенных классов, социальных групп, так и отдельного человека.
Поскольку
эстетический вкус развивается
и совершенствуется по
преимуществу в общении с художественными произведениями, то очень важно,
чтобы люди чаще сталкивались с поистине настоящим высоким искусством.
На протяжении истории человечества было создано
множество бесценных шедевров
различных видов искусства. Этим
духовным богатством может овладеть
каждый, кто захочет, кто поймет
благотворное влияние его,
воспитает у себя сначала
привычку, а затем и потребность общения с искусством.
Формируя и оттачивая на искусстве вкус к красоте, люди
потом стремятся внести красоту во все
области человеческой жизни, в самую жизнь, в поведение и отношения людей, в окружающую их среду. Поскольку жизнь подчиняется тем же законам прекрасного, что и искусство, то
человек благодаря общению с искусством
стремится сам создавать красоту
в жизни, становится творцом самого себя.
Так мы стремимся к совершенству нашего тела и наших движений,
к красивой мебели, одежде, жилищу, равным образом к красивым
нравам, к красивым формам
жизни и общения, к красивой речи. И это
требование нашего эстетического вкуса побуждает нас к борьбе
с безвкусицей.
Дурной вкус проявляется
по-разному. Внешнюю красивость, крикливость, аляповость он принимает
за истинную красоту. Для людей с
дурным вкусом характерно тяготение к тому, что оказывает непосредственное воздействие на внешние чувства, что вызывает
не эстетическое переживание, а физическое возбуждение.
Человек с дурным вкусом не любит
серьезного искусства, поскольку оно требует от него известного
напряжения, размышления, усилия чувств
и воли. Его больше устраивают
произведения поверхностно развлекательные, искусство примитивных форм
без глубокого содержания.
Дурной вкус проявляется
также и в форме своеобразного снобизма- легкого и в то же время безапелляционного суждения
об искусстве. Для снобов
характерны подход к явлениям искусства с формальных позиций, претензия на единственно верную оценку произведений искусства, а отсюда пренебрежительное отношение
к художественным вкусам других.