Марина Викторовна
Андрюнина
Омский
танковый инженерный институт, г. Омск
ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА
КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Ни для кого не секрет, что воспитание является
важнейшей функцией любого общества. Социальное воспроизводство в новых поколениях
духовных, моральных, материальных ценностей способствует самосохранению любой
нации. Воспитание здесь выступает как самое важное условие социального развития
и прогресса общества, и призвано служить интересам личности и общества,
отвечать целям и задачам его социального развития, соответствовать его
историческим, этническим, культурным особенностям и духовным идеалам.
В разные времена ученые по-разному трактовали понятие
социального воспитания, вкладывая в него различный смысл. Обозначились
следующие подходы к его дефиниции: отождествление социального воспитания с
воспитанием вообще (Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, В.Д. Семенов); трактовка
социального воспитания через понятие воспитания в аспекте его социальности
(В.Г. Бочарова, Н.М. Платонова); определение социального воспитания через
понятие помощи детям, имеющим проблемы с включением в общественную жизнь (М.А.
Галагузова). Профессор
А.В. Мудрик рассматривает социальное воспитание как процесс «относительно
социально контролируемой социализации, осуществляемой в специально созданных
воспитательных организациях» [3, 111]. В настоящее время ученые сходятся на том, что это понятие
«комплексное, интегративное, предполагающее полноценное функционирование всего
общественного арсенала воспитательных средств и возможностей в целях
нравственного и социального формирования личности» [1, 228].
Другой известный современный ученый, занимающийся
вопросами социальной педагогики и социального воспитания, Л.В. Мардахаев дает
следующее определение данному понятию: «социальное воспитание – это
целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального
формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии
нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии
правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений; направленное
воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии
с социальными потребностями среды его жизнедеятельности» [2, 96].
Основная цель социального воспитания – формирование
способности личности к активному функционированию в конкретной
социально-исторической ситуации, социально-экономических условиях жизни
общества, обеспечение полноценного развития этой личности как неповторимой
индивидуальности.
Говоря об инструментарии социального воспитания,
следует уточнить, что ученые классифицировали инструменты социального
воспитания как «методы, средства, способы, с помощью которых оно осуществляется
и без которых не сможет себя реализовать» [3, 144].
Л.В. Мардахаев обращает внимание на то, что социальное
воспитание осуществляется «через общественные движения, секты, отдельных
личностей» [2, 101], каждая из которых обладает собственным менталитетом,
моральными принципами, мировоззрением, понятием о нормах поведения, характерных
для нее и социума, в котором она существует.
По мнению М.П. Гурьяновой, автором пособия для
педагогов «Сельская школа и социальная педагогика», отличие современного
социального воспитания заключается в том, что в создании гармонично развитой
личности основной упор делается на социум, точнее на сотворенную в нем культуру
[1, 228]. Социальное воспитание, одной из задач которого является приобщение
личности к культурному наследию страны, духовным ценностям нации, социальному
опыту предшествующих поколений, осуществляется еще и через СМИ;
образовательную, культурную, общественную деятельность государственных и
негосударственных учреждений и организаций. Еще здесь целесообразно добавить,
что, согласно одному из основных принципов социального воспитания – принципу
народности, – многие ученые (С. Пинкер, А. Вежбицка, Ж. Вандриес, В.А. Маслова)
говорят о языке как источнике, через
который также реализуется процесс формирования личности человека.
Являясь важнейшим средством человеческого общения и
потому социальным и национальным по своей природе, язык объединяет людей,
регулирует их межличностные и социальные взаимодействия, координирует их
практическую деятельность. Язык обеспечивает накопление, хранение и
воспроизводство информации, являющейся результатом исторического опыта народа и
каждой личности в отдельности, формирует индивидуальное и общественное
сознание. Поэтому, согласно одной из вышеназванных задач социального
воспитания, можно сказать, что приобщение личности к культурному наследию,
духовным и национальным ценностям общества происходит также через язык.
Однако язык – это очень широкое и многомерное понятие,
достояние всего общества, и лишь человек, обладающий высокой языковой культурой,
сможет передать всю его красоту, многообразие и смысл последующим поколениям.
Большинство ученых, занимающихся вопросами социального
воспитания на современном этапе, не упоминают о языковой
культуре личности как инструменте социального воспитания, хотя именно
она дает возможность эффективного общения людей с целью передачи положительного
социального опыта.
Языковая
культура предполагает:
1) владение
культурно-речевыми нормами языка;
2) умение
грамотно и правильно отбирать языковые средства в зависимости от задач общения;
3) владение
устными и письменными жанрами текстов различных стилей;
4) владение всеми
жанрами речи, необходимыми для успешного обучения и исследовательской
деятельности;
5) навыки
речевого поведения в профессионально-ориентированной ситуации общения;
6) наличие
навыков публичного выступления, предполагающего владение ораторским искусством;
7) умение
вести диалог с максимальным учетом фактора адресата.
Языковая
культура в процессе социализации личности формируется на основе присвоения
конкретным человеком всего языкового богатства, созданного предшественниками,
но не без помощи различных приемов. Работа в группах, проектная деятельность,
ролевая или деловая игра, дискуссия, диспут помогают создавать активную
коммуникативную среду, которая способствует развитию языковой культуры личности.
Эти же формы помогают формировать культурно-ценностные ориентации людей, так
как предполагают их активное взаимодействие друг с другом и с воспитателем/педагогом,
требуя от общающихся толерантности в общечеловеческом и нравственном плане.
Языковая культура проявляется
на вербально-семантическом (инвариантном) уровне, отражающем степень владения
языком в целом; прагматическом, который выявляет характеристику, мотивы и цели,
движущие развитием языковой культуры; когнитивном, на котором происходит
актуализация и идентификация знаний и представлений, присущих определенному
социуму.
Структура языковой культуры
состоит из четырех модулей: потребностно-мотивационного (потребность и
мотивация при изучении государственных языков), эмоционально-ценностного
(эмоциональность восприятия языка, ценностная ориентация), познавательного
(языковая эрудиция) и деятельностного (этико-коммуникативные качества речи,
речетворчество, языковое саморазвитие). На основе анализа функций языка
определены девять функций языковой культуры: коммуникативная, аксиологическая,
гносеологическая, воспитывающая, развивающая, нормативно-регулятивная,
рефлексирующе-коррекционная, оценочно-диагностирующая и прогностическая функции.
Итак,
языковая культура понимается нами как сложное интегративное качество
личности, предполагающее высокий уровень развития и саморазвития языковых
знаний, умений и навыков, творческих способностей, а также
потребностно-мотивационной и эмоционально-ценностной сфер.
В содержание языковой культуры
обычно включаются следующие компоненты:
1) культурологический
компонент – уровень освоения культуры как эффективного средства повышения
интереса к языку в целом. Владение правилами речевого и неречевого поведения,
способствует формированию навыков адекватного употребления и эффективного
воздействия на партнера по коммуникации;
2) ценностно-мировоззренческий
компонент содержания воспитания – система ценностей и жизненных смыслов. В
данном случае язык обеспечивает первоначальный и глубинный взгляд на мир,
образует тот языковой образ мира и иерархию духовных представлений, которые
лежат в основе формирования национального сознания и реализуются в ходе
языкового диалогового общения;
3) личностный
компонент – то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке и что
проявляется через внутреннее отношение к языку, а также через становление
личностных языковых смыслов.
Таким образом, на основе
вышесказанного, можно утверждать, что языковая культура выступает инструментом развития
и совершенствования «человека культуры», готового и способного к самореализации
в современном социокультурном обществе. А это есть основная задача социального
воспитания.
Список
литературы:
1.
Гурьянова М.П. «Сельская школа и социальная
педагогика». Минск, «Амалфея», 2000.
2.
Мардахаев Л.В. «Социальная педагогика». Москва,
«Гардарики», 2006.
3.
Мудрик А.В. «Социальная педагогика». Москва,
«Академия», 2000.