Гузь О.Ф.
Музыкально-хореографическое
искусство в эстетико-нравственном воспитании школьников
Учитывая
положение реформы общеобразовательной школы, необходимо в педагогической
практике использовать воспитывающие резервы искусства хореографии.
Хореография, как
искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство требовательности,
принципиальности, ответственности – ведь в танце проявляется характер и
духовные качества личности.
Ребенок
в коллективе весь в движении, изменении и развитии в физическом и нравственном
отношениях. И от
того, какова атмосфера в коллективе, будет зависеть и его развитие как
личности. В связи с этим совсем не безразлично, каким является руководитель
коллектива, насколько ясно и эмоционально воспринимает он цели воспитания и
задачи сегодняшнего дня, насколько его интересы, желания, помыслы становятся
действенными и способными развивать, изменять к лучшему поведение ребенка,
насколько педагогическая культура отвечает требованиям времени.
Детство – пора
формирования нравственности, из которой произрастают затем навыки духовной
жизни целого поколения. Только богатство внутренней жизни, наполненность
чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам
одухотворяет танец, делает самые простые движения содержательными. Как часто
богатство костюмов, броскость программы выступлений заслоняют подлинную работу
по обучению и воспитанию ребят. Часто об успешной работе руководителя судят по
чисто внешним признакам его деятельности, не учитывая и не замечая порой тех
нравственных издержек и цену успеха, который достигается подчас перегрузкой
ребят, выпячиванием одних и тех же детей в ущерб другим, стимулированием
коллектива не всегда оправданными средствами.
Хореография – искусство
синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму,
а движения становятся как бы слышимыми. Живописность и графичность поз и
положение танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет
использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого
профиля.
Музыка и танец развивают
эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире,
то музыкально-танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с
преображенными в танце явлениями объективного мира. Скажем, музыкальный образ
«Весны» может вызвать целую гамму переживаний, связанных с представлением об
этом времени года: запахами зелени, травы, яркостью неба и солнца.
Эти эмоции могут быть
вызваны музыкой, такой как «Подснежник» П.И. Чайковского, «Весенние воды»
С.Рахманинова и др.
Танец, поставленный на
эту музыку, вносит новые ассоциации –
трепетности, нежности, хрупкости первых ростков, тянущихся к солнцу. Переходя с
помощью искусства из области конкретных знаний о весне в сферу человеческих
переживаний, ученик ничего не теряет из достоверности своих знаний о мире,
которые лишь приобретают новую форму в виде чувственной информации, построенной
на ощущении. Чувство восторга, нежности, бережности и доброты, пережитой
учащимися в их танцевальной практике, оставят след в душе ребенка и станут
нравственным качеством личности.
Искусство хореографии,
близкое к «растительным» и «животным» формам движений природы, ассоциативно
может показать всю ее многоплановую красоту и духовность. Например, «Лебединое
озеро» П.И.Чайковского, драматургия конфликта человека и природы может стать
воспитывающей основой для школьников.
Переживания
учащихся, связанные с положительными эмоциями, должны сочетаться с
отрицательными, вызываемыми негативной стороной. Осмеяние и порицание может служить
содержанием танцевального образа, чтобы по признаку от «противного» позитивные
чувства пробудить нравственную реакцию на то или иное произведение или явление
жизни.
В
эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство:
-
общение
с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от
художественных произведений (будь то музыка, живопись, литература и т.д.)
ребенок перерабатывает и реализует в собственном художественном творчестве. Детское художественное творчество – средство самовыражения и
самоутверждения. Искусство развивает способности ребенка к художественному творчеству.
-
оно
широко используется ребенком в учении, труде, игровой деятельности. Искусство
заполняет свободное время школьника социально-ценным содержанием, удовлетворяет
эстетические потребности ребенка и способствует их всестороннему развитию.
Искусство, кроме того, осуществляет своеобразную психотерапию. Способствует
снятию напряжения от учебы, труда и спорта.
Всеобщность эстетического
воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприкасается с
эстетическими явлениями духовной жизни, труда, искусства, природы. Поэтому
эстетическое образование каждого ребенка является важнейшим условием
формирования с детства социально-активной личности.
Школа осуществляет
эстетическое воспитание благодаря тому, что самые различные виды искусства
взаимодействуют между собой. Это взаимодействие основано на межпредметных
связях различных школьных дисциплин, например, литературы, изобразительного
искусства и музыки. Осуществляется эстетическое воспитание за счет раскрытия
красоты науки, труда, физической культуры, эстетике взаимоотношений в школьном
коллективе.