Право\\3.авторское право
к.ю.н. Романюк Е. И.
Киряев К. А.
ДонНУЭТ имени Михаила Туган-Барановского
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ЦИФРОВЫХ ГРАФИЧЕСКИХ
ИЗОБРАЖЕНИЙ
Еще несколько десятков
лет назад нарушения авторских прав в области графических изображений не были
частью повседневной жизни общества, из-за сложности копирования,
распространения и достаточно простой доказуемости авторства. С приходом эры
цифровых технологий все коренным образом изменилось.
На сегодняшний день
вопрос защиты авторских прав на цифровые графические изображения стоит очень
остро: количество web-сайтов превысило 150 миллионов, и созданные автором
графические произведения (изображения, текстуры 3D-объектов, цифровые фотографии) могут
стать объектом незаконных действий в сетевом пространстве.
Согласно Закону Украины
«об авторском праве и смежных правах» авторское право на графическое
изображение возникает с момента его создания и действует на протяжении всей
жизни автора и семидесяти лет после его смерти. Автор признается собственником
всех предусмотренных законодательством личных неимущественных прав (права
авторства, права на имя, права на опубликование, права на защиту репутации
автора). За автором также закрепляется целый комплекс имущественных авторских
прав, по отношению к созданному им произведению, благодаря которым можно
разрешать (за вознаграждение) или запрещать:
- воссоздание работ в газетах,
журналах, книгах, плакатах, листовках, на производственных изделиях;
- распространение экземпляров
произведения, их импорт (ввоз на территорию Украины, в том числе при
использовании на обложках книг и в качестве журнальных иллюстраций);
- общественный показ изображений (на
выставках, в витринах), демонстрация графических изображений по телефидению;
- преобразование изображений
(использование при создании коллажей и т д).
Перед автором часто
возникает вопрос: как защитить свои права на изображение, в случае
посягательств на эти права других лиц или при незаконном использовании
графических произведений, как доказать, что это плод именно его, автора, многочасовых
трудов?
Сегодня одним из наиболее
популярных и востребованных методов защиты является стеганография – сокрытие
одной цифровой информации в другой.
В случае цифровой графики
изображение содержит другую информацию (например, текст). Если
немного изменить тон пикселя [Пиксел (иногда пиксель,
англ. pixel, сокр. от
англ. PICture'S Element, элемент изображения) - мельчайшая единица цифрового
изображения в растровой графике, представляет собой неделимый объект
прямоугольной (обычно квадратной) формы, обладающий определённым цветом.], человеческий глаз ничего не
заметит, но изображение будет модифицировано. На этом принципе и основывается стенография. Таким методом
можно защищать данные и в звуковых и в видео-файлах. Подобная система достаточно действенна, поскольку не у всех
нарушителей авторских прав появляется желание проверять каждое изображение на
наличие в нем шифра, определить наличие которого в некоторых случаях не
представляется возможным (существуют стеганографы с открытым исходным кодом,
написанные на различных языках программирования и изменяемые в соответствии с
желаниями, а также возможностями автора). Хорошие
программы, предназначенные для защиты цифровых графических и аудио-изображений
зашифровывают информацию размером до десятой части размера изображения.
Расшифровка информации, скрытой в защищенном файле, возможна при наличии ключа,
вводимого в программу, которой был зашифрован файл. К используемым алгоритмам
шифрования относятся: DES, FEAL-1, Lucipher, B-Crypt, IDEA и другие.
Из рамок цифровой стеганографии
вышло наиболее востребованное легальное направление — встраивание цифровых
водяных знаков. Методы этого направления настроены на встраивание скрытых
маркеров, устойчивых к различным преобразованиям файла с графическим
изображением (атакам).
Если защищенный с помощью
водяного знака продукт стал объектом нарушения авторских прав, то проставленные
на продукте права будут служить доказательством авторства, а также основанием
для подачи судебного иска.
Для встраивания водяных
знаков существуют специальные программы. Некоторые из них являются плагинами
для графических пакетов (Photoshop, CorelDraw), другие являются самостоятельными
продуктами.
Наиболее известной
программой является PictureMarc – продукт компании Digimarc (www.digimarc.com). PictureMarc поставляется для большинства
известных графических пакетов в виде плагинов и имеет
множество различных функций для работы с изображениями, имеющими водяные знаки.
Для пользователей, предпочитающих работу с бесплатными
программами подойдет программное решение компании Alpha Tec LTD – Eikonamark (www.alphatecltd.com). Функций, доступных в демоверсии
этой программы вполне достаточно для рядового пользователя. Существует также
ряд других программ для защиты графических изображений: DropWaterMark (www.dropwatermark.com), Argent (www.digital-watermark.com) и другие.
Статьей 176 Уголовного
Кодекса Украины предусмотрены различные и суровые последствия, наступающие при
нарушении авторских прав. Однако их применение возможно только при
соответствующей защите произведений автора. Таким образом, несмотря на то, что нет таких
замков, которые нельзя взломать, использование авторами методов, представленных
в данной статье позволит существенно повысить уровень защиты авторских прав на
цифровые изображения в Украине.
Литература:
1. Конахович Г. Ф., Пузыренко
А. Ю. Компьютерная стеганография: теория и практика //МК-Пресс. – 2006. – 283 с.
2. Татьяна Сержанова. Звичне
– не означає законне //Інтелектуальна власність. – 2007. - №1 – с. 13-17
3. Закон
України „про авторське право і суміжні права” //ВВР. – 1994. - №13.
– ст. 64