Гасанова З.И.

аспирантка

кафедры истории

государства и права ДГУ.

г. Махачкала РД

Обычное право Дагестана:

договоры и соглашения  в нормативно-правовой культуре кумыков.

 

            Обычное право народов Дагестана – совокупность юридических норм и обычаев, регулирующих различные правовые отношения дагестанского общества. В дореволюционном Дагестане обычно-правовые нормы имели важнейшее значение. Они регулировали вопросы внутренней жизни общества, а также взаимоотношения с соседними народами.

Несмотря на то, что обычное право народов Дагестана представляет собой единую юридическую систему, право каждого народа необходимо рассматривать в отдельности, в связи с тем, что правовые нормы не были идентичны в различных местностях, отличавшихся экономическими и бытовыми условиями жизни. В связи с этим существует необходимость рассмотреть обычное право кумыков.

Одним из источников обычного права является адат. Адат рассматривается как совокупность обычно-правовых норм, санкционированных и гарантированных государственной властью, соблюдающихся в принудительном порядке, в целях охраны общественных отношений и порядков. «Адаты – эта система традиционных норм, исторически сложившихся в горском обществе и отобранных в процессе его развития, регламентирующих все стороны общественного и индивидуального поведения горцев».[i]

Как уже было сказано, обычное право регламентировало все важнейшие общественные отношения. Немаловажное значение имело регулирование договорных отношений. Нельзя недооценивать значение договоров в рассматриваемый период. Природа договоров в ранее существовавшем дагестанском обществе разительно отличается от договоров в современном их понимании. Конечно, сфера договорных отношений отражала уровень развития общества этого периода.

Однако договоры всегда способствовали удовлетворению взаимных интересов договаривающихся сторон. Как отмечают в литературе: «Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении»[ii].

         Исходя из различных источников,   следует отметить, что договорные отношения регулировались адатским правом. Об этом свидетельствуют статьи Сборника адатов шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского,[iii] в котором мы находим адаты относительно купли-продажи,  где в качестве объекта выступают крестьяне, относительно договоров найма кутанов и пастбищных гор и  др. Кроме того, информация аналогичного характера представлена в работе Комарова А.В. «Адаты и судопроизводство по ним», где он дает сведения о количестве разбираемых дел в судах за 1860-1865, 1865-1866 гг., в том  числе и по долговым и другим  обязательствам в судах ханства Мехтулинского, т.е. можно сделать вывод о существовании обязательств, вытекающих из договорных отношений[iv].

         Бесспорно, обычное право кумыков дает представление о договорах купли-продажи, договорах о совместном труде, договорах найма, обмену имуществом. К ним можно отнести и договор о воспитании, которые некоторые исследователи (напр. Ф. И. Леонтович) называют «аталычеством» (тюрк. ата-отец, лыкъ-аффикс; аталычество – отцовство).

  Полагаем, что к договорам можно отнести и договоры о заключении брака (договор о выкупе невесты, о передаче калыма, брачные договоры и т. д.).

 Самым интересным из рассматриваемых договоров был договор о воспитании (аталычество). Как полагают некоторые исследователи,  обычай аталычества бытовал главным образом у тюркских народов[v].

         В XVIIXIX вв. институт аталычества у кумыков, как и у других народов Дагестана, бытовал уже в пережиточной форме, подвергшись глубокой трансформации. Все же по сравнению с другими народами  более широко этот институт бытовал у северных   кумыков [vi].

         Целью аталычества являлось упрочение межсемейных межродовых связей, что имело особую ценность в дагестанском обществе в период постоянных междоусобиц. Через институт аталычества между двумя семьями (и даже родственными группами) устанавливались тесные отношения, как отмечает С.Ш. Гаджиева «искусственного родства»,[vii] регулируемые особенными социальными нормами. Кроме того, к причинам существования данного института можно отнести и желание вассалов феодала получить вознаграждение, которое аталык получал, беря к себе на воспитание княжеского сына. В качестве вознаграждения воспитатель получал землю в потомственное или временное владение или скот, иногда рабов, а также право пользоваться податями и повинностями с определенного числа семей подвластного князю населения и др. Характеризуя причины существования аталычества в начале XIX в. у кумыков А. М. Буцковский  заметил: «Сей общий по всему Кавказу обычай отдавать сыновей в чужие руки и иногда к отдаленнейшим народам основан на весьма важной для них политике: воспитатель, поступая сим почти в родство воспитанника, коим и именуется отцом, и таким образом распространяются взаимные связи; ибо как народы сии, так и частные люди, будучи в беспрестанных междоусобиях, часто имеют нужду в помощи и отдаленных соседей своих»[viii].

Здесь нельзя не обратить внимание на институт куначества, который существовал в неразрывной связи с институтом гостеприимства («къонакъликъ»: тюрк. къонакъ – гость, от глагола къонмакъ – остановиться, сесть, быть принятым, приютиться) и возможно бытовало как одно из его следствий. Куначество – это система постоянных дружественных отношений между чужими людьми. Попадая в чужое общество, в чужое владение кумык всегда мог рассчитывать на помощь своего кунака, который выступал в качестве покровителя и, если требовали обстоятельства, выходил с оружием в руках сражаться за гостя, защищая его честь и достоинство. Как пишет Гаджиева С.Ш.: «Через куначество, через экономические, культурные и брачные связи взаимно обогащалось материальная, а также духовная культура народов Дагестана и Кавказа в целом»[ix].

         Договор о воспитании не имел письменной формы. Но, при этом существовал особый церемониал передачи младенца в дом воспитателя (аталыка). Семья в этом случае устраивала, в частности, торжества с богатым угощением.

Характер, содержание и формы воспитания менялись в зависимости от эволюции самого института аталычества. Беря к себе на воспитание младенца аталык приобретал определенные обязательства по воспитанию ребенка. Одной из функций аталыка являлось обучение воспитанника наездничеству, военному искусству, смелости, ловкости и т. д. Кроме того, аталык  обучал  своих воспитанников в духе человечности, трудолюбия, гуманности, справедливого отношения к людям, к их нуждам.  

         При возвращении воспитанника или воспитанницы к родителям аталык должен был справить воспитаннику богатую одежду, оружие, подарить лошадь с дорогим седлом.

Как  уже  было  сказано,  аталыку полагалось вознаграждение. Однако следует отметить, что при определенных обстоятельствах земли, подаренные аталыку, могли быть возвращены феодалу (например, если аталык порывал отношения с феодалом или проявлял вероломство). Полученные в дар земли, могли быть переданы по наследству, если потомки аталыка сохраняли преданность тому же феодалу или оставались его же узденями.

 

 



[i] Магомедов З.А.. Правовой статус горца по дагестанским адатам. – Махачкала: ГУП «Даг издат». 2002. С. 18

[ii] Договор народного хозяйства (вопросы общей теории). / М.К. Сулейменов, Б.В. Покровский, В.А. Жакенов и др.; Отв.ред. М.К. Сулейменов. Алма-Ата. 1987. С.32

[iii] Хашаев Х.М. Памятники обычного права Дагестана XVII-XIXвв. Архивные материалы. Изд-во «Наука». Москва 1965г. С.184.

[iv] Комаров А.В. «Адаты и судопроизводство по ним». Сборник сведений о кавказских горцах. Москва МНТПО «Адир» 1992. С.62-63.

[v] Гаджиева С.Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура, быт. Книга вторая. – Махачкала: Даг-е книж.изд. 2005. С.145

[vi] Там же. С. 146

[vii] Гаджиева С.Ш. Там же. С.150

[viii] Буцковский А.М. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских областей. – ИГЭД. XVIII-XIXвв. М., 1958.  С. 241.

[ix] Гаджиева С.Ш. Там же. С.261