Савченков Алексей
Викторович
Г. Челябинск
Аспирант «Челябинский
государственный педагогический университет»
Принципы развития
эмоциональной устойчивости будущего педагога
На наш взгляд, наиболее адекватным для целей
нашего исследования является определение принципа, данное В.И. Загвязинским,
который рассматривает принцип как инструментальное, данное в категориях
деятельности выражение педагогической концепции; как методологическое отражение
познанных законов и закономерностей; как знание о целях, сущности, содержании,
структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве
регулятивных норм практики [16]. Придерживаясь точки зрения В.И. Загвязинского,
Е.Ю. Никитиной и др., мы акцентируем внимание на том, что основанием каждого
принципа должны выступать не столько отдельные положения, сколько
педагогическая теория в целом, что объясняется взаимосвязью и всеобщим
характером принципов, определяющих содержание и ход процесса развития в любых
конкретных его вариантах [16].
Анализ научной литературы (Р.П. Мильруд, Е.Ю.
Никитина, И.И. Халеева, И.Л. Плужник и др.), обобщение эффективного
педагогического опыта, собственная деятельность в качестве преподавателя
педагогических и психологических наук высшей школы позволили сформулировать
педагогические принципы развития эмоциональной устойчивости будущего учителя.
Принцип
профессиональной направленности, позволяющий обеспечить гуманистически
ориентированное образование, в котором гармонично сочетаются социальное и
личное. Этот принцип требует соответствие развития будущего учителя в
диалектике профессионализации – индивидуализации, взаимосвязи сознания и
самосознания в процессе профессионального становления будущего специалиста. В
основе субъектности лежит способность личности превращать внешнезаданную
деятельность и предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме
жизнедеятельности – профессионально-творческой самореализации;
Принцип
гендерной релевантности предполагает формирование гендерной релевантности как
базовой компетенции будущего учителя, представляет совокупность усвоенных им
знаний о сущности гендерности в образовании, умений осуществлять гендерную
стратегию в организации педагогического процесса и опыта использования
гендерных знаний и умений в качестве основы гендерного взаимодействия в
условиях образовательной системы.
Один из значимых факторов личностного развития –
гендерная социализация личности, успешность которой определяется формированием
гендерной идентичности личности, овладением ею гендерными нормами
поведения и самоопределением в системе
гендерных стереотипов. Все сказанное делает гендерный принцип, учитывающий
индивидуальные особенности человека в соответствии с его полом и предполагающий
на основании этого, модификацию содержания, форм и методов развития эмоциональной
устойчивости будущих учителей, создание благоприятной (гендерокомфортной)
образовательной среды, а формирование гендерной компетентности – существенным
компонентом профессиональной подготовки будущего учителя.
В современной педагогической науке сложилось и
активно развивается новое направление – гендерная педагогика, изучающая условия
широкомасштабного внедрения гендерного подхода в учебно-познавательный процесс
для обеспечения половой самоидентификации учащихся и развития личных
склонностей индивида. По мнению современных исследователей, гендерное поведение
соответствует реальному «проигрыванию» принятых на себя каждым полом
совокупности гендерных ролей. Большое влияние на него могут оказывать
конкретные соуиальные ситуации (в случае подготовки будущих учителей – ситуация
гендерной стратификации в образовании, которая характеризуется явной гендерной
ассиметрией в сторону женщин как представителей педагогических профессий), а
также традиции и нормы того или иного общества.
Принцип эмпатии (Э. Тичнер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Даймонд, Т.П. Гаврилова, И.М. Юсупов, С.В. Салыкова и др.). Эти и другие
исследователи подчеркивали, что эмпатия выступает механизмом взаимодействия,
взаимовлияния и взаимопонимания в процессе общения и что это ключевой процесс
во всех других видах деятельности, связанной с воздействием на людей.
Источником возникновения эмпатии является эмоциональной состояние другой
личности, а следствием может являться и эмоциональный, и когнитивный, и
поведенческий отклик. Эмпатия – как свойство, как процесс и состояние – явление
социальное, оно проявляется в ситуациях общения и взаимодействия человека с
человеком-объектом. В связи с этим мы не можем говорить об эмпатии как об
исключительно эмоциональном явлении, оно немыслимо без интеллектуальной
составляющей и проявляется в опыте взаимодействия студента и педагога.
Эмпатичное поведение выступает мерой готовности будущего учителя к развитию
своей эмоциональной устойчивости.
Принцип
диалогического общения, основанный на концепции диалога М.М. Бахтина и В.С.
Библера, который рассматривается ими в первую очередь как нацеленность на
«другого». Диалогические отношения пронизывают всю человеческую и все отношения
и проявления человеческой жизни. Человек культуры – личность духовно
нравственная, ориентированная на ценность национальной культуры, способная к
творчеству, к диалогу и созданию творческой культуры [17, С. 31]. Этот принцип
обеспечивает необходимую форму организации и методов обучения, основанных на
диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах
субъет-субъектного уровня, в рамках которых развивается профессиональное
мышление будущих учителей и происходит развитие их эмоциональной устойчивости.
Основными положениями данного принципа являются:
·
диалог,
диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности;
·
многоголосье
мира («карнавал мироощущения» по М. Бахтину) существует в индивидуальном
сознании в форме внутреннего диалога;
·
главное
событие в диалоге – бесконечное развертывание все новых смыслов каждого
вступающего в диалог феномена культуры;
·
диалог
есть не проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие несводимых
в единое целое сознаний, не обобщение, но общение различных форм понимания.
Принцип партисипативности (И.А. Кравченко, Е.Ю.
Никитина, О.Н. Перова, М.В. Смирнова, И.В. Касьянова и др.) находит свое воплащение в актуализации
потенциалов саморазвития субъектов образовательного процесса (преподаватель,
студент), совместном принятии решения коммуникативных ситуаций, развитие
индивидуального творчества обучаемых. Партисипативность – это обучение в стиле
совместного участия или соучастия. Многие ученые (Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базарова,
Б.Л. Еремин и др.) придерживаются понятия «соучастие» в отношении совместного
решения проблем и руководителя и подчиненного. Э. Лок указывал на процедуры
совместного принятия решения в коммуникативных ситуациях преподавателем и
студентом.
Анализируя эмоциональную устойчивость, мы
прибегаем к принципу партисипативности, так как он обеспечивает необходимые
условия для развития эмоциональной устойчивости будущих учителей: 1)
добровольное и активное участие всех испытуемых в упражнениях по развитию
эмоциональной устойчивости; 2) учет индивидуальных особенностей личности; 3)
взаимодополнительность способностей участников; 4) их компетентность в области
знаний об эмоциях; 5) квалифицированная консультация исследователя; 6) наличие
осмысленной межличностной коммуникации между членами учебной группы; 7)
коллективная ответственность; 8) оценка и самооценка полученных результатов.
Партисипативность предполагает взаимодействие преподавателя и будущих
специалистов для выработки стратегии эффективного развития эмоциональной
устойчивости. При этом образовательный процесс основан на субъект-субъектных
отношениях.
Таким образом, применение принципа
партисипативности в процессе развития эмоциональной устойчивости будущих
учителей позволяет использовать более гибкие технологии развития эмоциональной
устойчивости, обеспечивает перевод субъект-объектных взаимоотношений
преподавателя и обучаемых в субъект-субъектные, предоставляет возможность для
самореализации будущего учителя, а также повышает качество эмоциональной
устойчивости будущих специалистов.