Косырева И.
И., Шарипова Г. К.
Таразский
государственный университет им. М. Х. Дулати
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Гуманизация
высшего образования предполагает поворот вуза к студенту, уважение его
личности, запросов и интересов, в первую очередь, максимально благоприятных
условий для раскрытия и развития способных личностей, полноценности их жизни,
их самоопределения. Гуманистический подход в профессиональной подготовке
современного специалиста в вузе вносит «человеческие изменения» не только в
содержание образования, его формы и методы, но и саму сущность
учебно-воспитательного процесса, в общественную жизнь, в организацию всей
жизнедеятельности вуза.
Как
свидетельствует историко-педагогический анализ, гуманистическая идея не
является совершенно новой для педагогики. Она находит свое отражение прежде
всего в том гуманистическом идеале, который выступал в качестве воспитания в
различные исторические периоды. Так еще. В гомеровскую эпоху Древней Греции
возникло понятие «калокагатия» - идеал физического и нравственного совершенства
личности. Именно этому идеалу, к вопросу о возможности и сте5пени его
достижения обращались передовые мыслители и педагоги последующих эпох, причем
независимо от того, как эта идея оформлялась терминологически.
Гуманистическая идея, продолжая прогрессивные традиции идейного и
педагогического наследия, стала ведущей в теории научного социализма, однако ее
теоретическая разработка и практическое применение сдерживались
административно- командной системой.
Подготовка
будущего специалиста, отвечающая требованиям современного общества, наряду с
количественной стороной предъявляет качественные требования: необходим
специалист новой формации, имеющий своей целью становление гармонически
развитой личности. Гуманизация предполагает воспитания нового поколения на
принципах гуманизма, перевод их в личные убеждения и качеством личности каждого
человека, необходимые для жизни и деятельности в новом демократическом обществе.
Проблема
совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста, выявление
закономерностей формирования его личности изучаются многими учеными. Однако, до
сегодняшнего дня отмечается разница между уровнем научных знаний по формированию личности и потребностями
практики в специалисте, способном осуществить гуманизацию деятельного
производстве.
Прежде
всего, гуманизация образования является условием
всестороннего гармонического развития личности учителя, обогащение ее
творческого потенциала. Она предполагает построение такого учебно-воспитательного процесса в вузе, в котором студент выступает
как активный субъект познания,
общения и педагогической деятельности. Гуманизация составляет и важнейшую
характеристику образа жизни учителя.
И, наконец, гуманизация – ключевой
элемент нового педагогического мышления, изменяющий взгляд на характер и
суть профессиональной подготовки будущего специалиста, в которой и студенты, и
преподаватели выступают как субъекты развития своей творческой педагогической
индивидуальности.
Но анализ
деятельности преподавателей вузов Казахстана показывает, что в их практической
работе студент по-прежнему выступает объектом возможных педагогических
воздействий, преобладает авторитарный, догматический стиль общения, не находят
широкое применение формы и методы развития личности студента. Преподаватель и
студенты не умеют реализовать ключевые, ведущие идеи гуманизации образования.
Как показывают результаты исследований, проведенных в различных вузах, у
значительной части учителей и студентов не сформирована устойчивая система
профессионально-ценностных ориентаций, гуманитарная культура, отсутствует
культурологический подход в осуществлении учебно-воспитательного процесса. Важнейшая
социальная функция педагога должна заключатся в создании условий для овладения
гуманитарной культуры новыми поколениями.
Это предполагает наличие данной культуры и у самого учителя. Он должен
обладать системой естественнонаучных, социально-философских,
профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, высокоразвитыми
нравственно-эстетическими идеалами, образно-поэтическим видением мира. Он
должен быть так подготовлен к выполнению своей гуманной функции, чтобы уметь
мыслить и действовать внутри педагогического процесса, творчески, «по законам
красоты».
Высококультурность педагога является одним из основных условий развития
его педагогического мастерства, под которым понимается «комплекс свойств личности,
обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности».
Среди этих свойств ведущее место занимает гуманистическая направленность
деятельности педагога, его профессиональные знания, способности и
педагогическая техника. Именно такой педагог оказывается способным на практике
целенаправленно и последовательно влиять на обучаемых, формировать и развивать
их гуманистические позиции, идейно-нравственные позиции, эстетическую культуру
и физическое совершенство.
Большое
значение этим вопросам придавал советский педагог В. А. Сухомлинский. Он
отмечал, что великая сила воспитания рождается только там, где у человека,
перед которым открывается жизнь, есть любимый, мудрый, знающий свое дело
учитель. От его умения, мастерства, мудрости зависит гражданское и
интеллектуальное лицо обучаемых, их место и роль в жизни общества. Он считал,
что без авторитетной и сильной личности педагога идеал прекрасного и
возвышенного теряет свою силу, поэтому учителю следует всегда помнить, что
успех воспитания основывается, прежде всего, на его личностных качествах.
Беда наших
преподавателей, заключается в том, что они порой забывают, что студент, прежде
всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих
взаимоотношений. Поэтому важно в работе
со студентами, будущими специалистами целенаправленно прививать им навыки
духовного общения. Так как «настоящая духовная общность рождается там, где
учитель надолго становится другом, единомышленником и товарищем в общем деле».
Гуманистический
подход к профессиональной подготовке будущего специалиста предполагает и
овладение им психологической культуры, являющейся основой свободы и
самоценности каждой, в том числе и его собственной личности, ее глубоких,
нравственных убеждений и творческих возможностей. Гуманизация личности в этом
плане предполагает культуру эмоциональной жизни, способность ценить, правильно
понимать, искренне принимать и адекватно выражать свои собственные переживания
и переживания окружающих. Особое значение при этом имеет воспитание
гражданского долга, патриотизма, культуры межэтнического общения,
целенаправленности, оптимизма и доброты.
Гуманистический подход в подготовке студентов к профессиональной
деятельности требует осуществления в единстве гуманистического просвещения и
практики поведения воспитанников, сотрудничества вуза. Семьи и общественности в
воспитании молодежи в духе гуманизма.
Фундамент гуманитарной культуры учителя
должна составлять глубокая методологическая подготовка, осуществляемая в процессе
изучения дисциплин гуманитарно-социального цикла и спецдисциплин. Овладение
общей и специальной культурой будущим специалистом – это результат целостного
педагогического процесса вуза. В этой связи необходимо скоординировать
воспитательные воздействия учебных дисциплин, практики, самовоспитания, досуга,
различных форм внеаудиторной воспитательной работы. При этом важно исследовать
возможности различных учебных дисциплин в развитии общей и профессиональной
культуры будущего специалиста.
Важное
значение имеет приобщение студентов к различным формам научно-исследовательской
работы и выполнения дипломных работ, так как по творческому характеру вуз и
педагогический труд не возможны без организации и проведения научных
исследований. Данная форма профессиональной подготовки будущего специалиста
формирует у студента установку на то, что важно не только учить, но и учиться.
Гуманизация личности предполагает тем самым и культуру самовоспитания и
самопроявления в разных, подчас неожиданных и для самого учителя, качествах,
чувствах и поступках.
В
формировании гуманной личности будущего специалиста важную роль играет
самооценка. Самооценка определяет не только отношения личности к себе, но и ее
отношение к другим людям, к педагогу, к труду, то есть отношения, имеющие
первостепенное значение для формирования личности будущего специалиста.