М.И.Кадеева
ШИ МКТУ им. Х.А.Ясави
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА «НОРМА»
Лингвокультурный концепт норма
(лат. Norma – ‘мерило, руководящее начало,
правило, образец, закон’) представляет собой глобальную
ментальную единицу любой концептосферы. Это объясняется тем, что «норма как
родовое понятие охватывает всю существующую в обществе систему предписаний, правил,
требований» (5, с.13).
Поскольку ядром концепта считается его
словарная дефиниция, приведем наиболее распространенные значения понятия
«нормы», широко известного во многих областях науки. Очевидна нечеткость его
отражения в лингвистических словарях и справочниках, фиксирующих обыденное
представление о норме носителей языка. Во всех описываемых дефинициях нормы
акцентируется момент установленности людьми (размера,
порядка, правила), ср.: 1) «установленная мера, размер чего-либо» (15, с.1399-1400), «средняя величина чего-нибудь» (13, с.346); 2)
«обычай, установленный порядок» (15, с.1399-1400); 3) «общепризнанное
узаконенное в определенной социальной среде установление, правило
поведения людей в обществе» (15, с.1399-1400), «узаконенное установление,
признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» (13, с.346).
Вместе с тем само понятие установленности
имеет как минимум два смысла: объективно выявлено (или установлено в процессе
исследования, т.е. речь идет о классе объективных явлений) и установилось
постепенно, стихийно (в смысле «так сложилось»; установлено кем-то в качестве
правила). Кроме того, второе и третье значения термина «норма» фактически
сливаются, поэтому рассмотрим подробнее два основных понимания концепта
«нормы».
Первое значение – ‘установленная
мера, размер чего-либо’, ‘средняя величина чего-нибудь’ – сводится к
фиксации так называемого нормального состояния какого-либо объекта, т.е.
существует некое описание различных его характеристик, соответствие которым
воспринимается как закономерное, постоянное. Отклонение от указанных
характеристик (несоответствие им) воспринимается как исключительное, случайное
состояние, требующее вновь упорядочения, приведения к норме, а также выяснения
причин, приведших к отклонению. Это толкование выводит исследователя на
дихотомию «норма – аномалия» или «норма – патология»,
рассматриваемую в рамках статистически-адаптационного подхода
к норме.
В первую очередь, он широко встречается в
естественнонаучной литературе, где за понятием нормы стоит тип массовидного
процесса, т.е. того, что «уже сложилось и давно бытует в действительности» (8,
с.183). Трактовка «нормального функционирования системы» как отвечающего ее
природе и основным свойствам, оптимально или по меньшей степени допустимое для
данного процесса, явления, института (9, с.23), делает акцент на характеристике
нормы как сущего (ср.: греч. όν, όντος –
‘сущее’, ‘существо’).
Аналогичный подход существует
в нормативной психологии, являющейся, с точки зрения Л.С.Выготского, одним из
вариантов симптоматологии развития. Ученый отмечает, что задачей научного
изучения симптома является «не только описание его, но и определение его с
точки зрения отклонения от постоянных величин <…> выведение индексов,
показателей и прочих относительных величин, оценка отклонения в сигмах того или
иного признака от стандартной величины» (3, с.312-313).
Таким образом, самым
распространенным в рамках разных дисциплин является понимание нормы, с одной
стороны, как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы, а с
другой – наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Такое
понимание глубоко коренится в обыденном сознании, согласуясь со здравым
смыслом. В соответствии с этим нормальное и общепринятое по отношению к
определенным видам деятельности или поведения отождествляется.
Разновидностью
статистически-адаптационного подхода к норме является культурно-релятивистский
подход, характерный для исследований по этнографии. Проявлением
нормативного выступает совокупность поведенческих стандартов, которая
вырабатывается в любом социальном обществе. Так, К.С.Сарингулян отмечает:
«Любая единица аккумулируемого и транслируемого традицией социального опыта,
или, иначе говоря, любой составляющий содержание традиции стереотип
деятельности <…> что обеспечивает его массовое приятие и устойчивую
повторяемость, выступает как норма» (12, с.190-191).
Таким образом, первая из
рассматриваемых трактовок термина «норма» сводит его к характеристике
фактического положения вещей, не столько к тому, что должно быть, сколько к
тому, что уже есть, к реально существующей разновидности событий, наблюдаемых с
достаточно высокой частотой, т.е. к сущему. Всякое отклонение от
нормы в этом смысле является исключительным. И все рассмотренные выше примеры
(с их вариациями) относятся к первому значению понятия «норма», поскольку в них
норма характеризует некоторый класс явлений, у которых основной
классифицирующий признак одинаков, остальные варьируются. Между тем, по данным
некоторых словарей и справочников, норма предстает не как сущее, а как должное,
не столько как реально бытующее, сколько как желаемое и предписываемое
социальной средой. Момент долженствования подчеркивается В.И.Далем,
определяющим норму как «общее правило, коему должно следовать во всех подобных
случаях; образец или пример» (4, с.555).
В связи с этим второе из
рассматриваемых двух значений понятия нормы касается деятельности и
поведения людей, т.е. социальных норм, главной функцией которых является
регулирование поведения, взаимоотношений и деятельности отдельных индивидов,
социальных групп и общностей. Отношения людей друг к другу и к обществу
регламентируются нравственными и правовыми нормами, охватывающих
правила и образцы действий, при помощи которых, в частности, «обеспечивается
упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп»
(16, с.441). «Как идея танца выражается в самом танце, так и идея нормы (или
норма как идея) выражается, проявляется в нормированном поведении» (11,
с.88-89). Подобное нормирование осуществляется на основе некоторых
представлений о должном, поэтому часто норму трактуют как «способ выражения
должного», его форму, выделяя деонтическое содержание норм (11, с.106).
Эта точка зрения доминирует, в частности, в нормативной экономической теории,
основанной на «оценочных суждениях людей относительно того, какой должна быть
экономика» (10, с.391).
В юриспруденции, где социальные
нормы в целом относились к сфере сущего, собственно юридические нормы предстают
как должное. Правовая норма – это «общее правило поведения, которое от
других норм в обществе отличается общеобязательностью, строгой (формальной)
определенностью по содержанию, принудительностью» (1, с.60). Именно для мира
права «характерно долженствование, выраженное в нормах. Юридические
нормы <…> «говорят» не только и под известным углом зрения даже не
столько о том, что есть, реально существует, а о том, что должно
быть» (2, с.60-61).
Под нормой в этике понимается
прежде всего моральная норма, т.е. «одна из наиболее простых форм нравственного
требования» (14, с.219). При этом норма рассматривается, с одной стороны, как
«норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках
множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в
отдельности», с другой стороны, моральная норма, как часть морального сознания,
«формируется в виде поведения, равно обращенного ко всем людям, которое они должны
выполнять неукоснительно в самых различных случаях» (14, с.219).
В рамках нормативной логики
нормы интерпретируются в качестве правил или предписаний (7, с.340), выполнение
которых ведет к определенному результату. При этом характер нормы зависит от того,
разрешается, запрещается или высказывается требование выполнения определенного
действия. В логике норма, как должное, анализируется с точки зрения ее
структурирования на отдельные компоненты: 1) содержание нормы (заключается в
действии, которое может, должно или не должно быть выполнено); 2) условия
применения нормы (конкретная ситуация, в рамках которой необходима, желательна
или допустима реализация указанного в норме действия); 3) субъект нормы
(отдельный индивид, целое сообщество или человечество в целом) (6, с.23).
Таким образом, сравнительный
анализ различных определений и толкований термина норма, существующих в
рамках разных научных дисциплин, позволяет вычленить два основных смысла, два
понятия, каждое из которых имеет свое значение. Во-первых, норма выступает характеристикой
типических черт некоторого класса явлений, предметов, процессов и т.д.
(т.е. выступает как сущее). Во-вторых, норма является правилом,
регулирующим поведение и деятельность человека в целом или отдельные ее
компоненты – действия, операции (т.е. является должным).
Литература
1. Алексеев С.С. Право: азбука
– теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 1999. –
712 с.
2. Алексеев А.А. Тайна права.
Его понимание, назначение, социальная ценность. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 176
с.
3. Выготский Л.С. Диагностика
развития и педологическая клиника трудного детства// Собр. соч.: В 6 т. – Т.5.
– М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь
живого великорусского языка: В 4 т. – Т.2. – М.: Русский язык, 1979. – 779 с.
5. Даштамиров С.А. Социальные
нормы как объект гносеологического и онтологического анализа: Автореф. дис. …
докт. филос. наук. – М., 1985. – 37 с.
6. Ивин А.А. Логика норм. –
М.: Изд-во МГУ, 1973. – 122 с.
7. Кондаков Н.И. Логический
словарь. – М.: Наука, 1971. – 658 с.
8. Корольков А.А. О понимании
нормы в биологии и медицине // Философские вопросы современной биологии. –
М.-Л.: ЛГУ, 1966. – 226 с.
9. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: нормы и
патология. – М.: Наука, 1982. – 287 с.
10. Макконнелл К., Брю С.
Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. – Т.2. – М.:
Республика, 1992. – 400 с.
11. Неновски Н. Право и
ценности / Пер. с болг. – М.: Прогресс, 1987. – 248 с.
12. Сарингулян К.С. Проблемы
определения и видовой классификации норм культуры // Философские проблемы
культуры. – Тбилиси: Мециераба, 1980. – 220 с.
13. Словарь иностранных слов.
– М.: Русский язык, 1989. – 624 с.
14. Словарь по этике / Под
ред. И.С.Кона. – М.: Политиздат, 1983. – 445 с.
15. Словарь современного
русского литературного языка: В 17 т. – Т.7. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. –
1468 с.
16. Философский энциклопедический словарь / Гл.
редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. – М.: Советская
энциклопедия, 1983. – 840 с.