Философия / 1. Философия культуры
Зайцева
М.Л.
Государственное образовательное учреждение
Московский дом научно-технического и художественного
творчества
обучающихся и студентов профессионального образования
Синестезия и символизм мышления:
специфика
воплощения идей синестезии в
беспредметном искусстве
русского авангарда
Одна
из важнейших синестетических концепций беспредметного искусства
ориентирована на ощущения, связанные с пространством макромира. Она обусловлена
стремительной космологизацией художественного сознания, возникновением идеи
передачи средствами художественного языка новых космических ощущений.
Идея взаимосвязи человека и космоса
стара, как сам мир. Эволюция космологических представлений является
обоснованием для изменения художественного сознания.
Показательно,
что уже в лоне философских систем античности формируется идея «гармонии мира»,
имеющая долгий историко-культурный резонанс. Нам было интересно
проанализировать эту концепцию с точки зрения синестезии. В пифагорейской
концепции «гармонии мира» происходит соинтонирование, слияние ощущений,
возникающих при восприятии пространства и музыки. Поэтому данная концепция
имеет другое, уточняющее эти синестетические идеи название «музыки сфер». Она
базируется на музыкально-гравитационных соощущениях, в основе которых лежит
представление о Вселенной как об идеальной форме с четко выявленной структурой
и логикой. Структурным принципом здесь является доминирование статичного центра
– устоя над подвижной периферией, соотношение между ними определяется
гравитацией, тяготением. Подобная логика присутствует как в космологической
концепции Ньютона-Кеплера, так и в классической ладовой системе.
Серийная техника, к которой независимо
от западных коллег приходят русские музыканты–авангардисты Николай Рославец и Николай
Обухов, радикально меняет этот стереотип. Серийные звуки независимы друг от
друга. Серийная мысль основана на гипотезе постоянно расширяющейся Вселенной.
При восприятия серийной музыки мы попадаем в иное музыкальное пространство, лишенное привычных «земных» ориентиров,
где отсутствует понятие «верха» и «низа». Основным сенсорным соощущением в
восприятии элементов художественного языка становится ощущение «освобождения от
тяжести всемирного тяготения» (по А. Крученых), «свободного полета в супрематические
пространства» (К. Малевич).
Спецификой данной синестетической
концепции авангарда является не только новые гравитационно-слуховые,
гравитационно-зрительные соощущения. Важно, что новая модель восприятия и
мышления реализуется на основе отказа от традиционной образности.
Выход на нулевые позиции художественного
языка позволяет абстракционизму перейти к символизму мышления. Так, замысел
«Черного квадрата», по воспоминаниям К. Малевича, возник в результате
внезапного сильного впечатления от увиденного черного ранца на спине школьника,
идущего по снежному полю. Однако для художника более важным оказался авторский
образ, появившийся под влиянием случайного впечатления, но развернутый уже в
иной системе координат.
Отсутствие в абстрактной живописи
привычных опор, подсказок для восприятия провоцирует генерирование смыслов у зрителя. Моделирование новых
смыслов в абстрактном искусстве происходит под воздействием тех механизмов,
которые содержатся не столько в художественном объекте, сколько в ментальности
реципиента. «Черный квадрат» должен был породить и породил такое количество
интерпретаций, что стал мифологизированным символом самого авангарда. Новые
способы восприятия, выдвинутые в беспредметном искусстве, способствуют не
только усилению коммуникативной функции искусства, но и творческой функции со
стороны адресата.
Важным фактором своеобразия данной
синестетической концепции является ее теургическая направленность. Идея
взаимозависимости, а не только уподобления, макрокосмоса и микрокосмоса
присутствует в восточной культуре. Согласно древнеиндийской концепции
первозвука вселенной звук молитвы брахмана помогает восстановить нарушаемую
гармонию не только в сфере человеческих отношений, но и в космических
масштабах. Музыкальный стиль Ивана Вышнеградского, выпускника философского
факультета, сложился именно под воздействием восточной философии.
Однако в русский авангард идеи
преобразовательной силы искусства проникают в результате воздействия прежде
всего идей русского духовного ренессанса. В отечественной философии этого
периода разрабатывается не только проблема синтеза искусств, но и формулируется
задача теургического преобразовательного действа, где стирается грань между
искусством и действительностью.
Европейский абстракционизм имеет иные
обоснования. К примеру, серийная техника, разработанная лидером ново-венской школы
Арнольдом Шенбергом, является компонентом экспрессионистической поэтики. За принципом отделенности
звуков, отсутствия взаимных притяжений в додекафонии стоит экзистенциональный
опыт тотального одиночества человеческого сознания в бытии социума и Вселенной.
Василий Кандинский пророчествовал
великое будущее абстрактному искусству, называя свои произведения первичными
художественными организмами, сравнивая их с протоплазмой начала творения мира.
Однако те потенции, которые содержало в себе абстрактное искусство, остаются
нереализованными: долгое время это запрещенное с 30-х годов XX века искусство
находилось в семантическом вакууме нераспакованных смыслов. Эстетика
постмодернизма работает с уже готовыми образами и смыслами, поэтому
фундаментальная установка беспредметного искусства на сотворчество осталась
незадействованной, усвоились в основном формальные принципы. Впрочем, идеи
абстракционизма могут стать основой для дальнейшего развития искусства.