Романий Э.П., Хитрова И.А.
Мифологическое сознание
в названиях лекарственных растений
Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача
Чараки учитель послал в лес принести несколько бесполезных растений. «Учитель,
- сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашел ни
одного бесполезного растения». И действительно, по выражению американского
философа Р. Эмерсона, «даже любой сорняк - это растение, достоинство которого
еще не раскрыты». А ведь науке известно около 500 тысяч видов растений. А как
установили исследователи, еще народами древнего мира с лечебной целью
использовалось до 21 тысячи растений.
Разнообразны названия этих растений, как и этимологические источники
этих названий: это и местность произрастания (Convallaria majalis); и действие на организм
человека (Acerus calamus), и способ обработки (Triticum, от латинского глагола «terere»
- тереть, молоть).
С зарождением у людей первых
религиозных воззрений медицина стала наполняться элементами мистики. Не знал
причин возникновения многих заболеваний, человек объяснял их появление
вселением в организм злых духов. А целебное действие растений связывали со
сверхъестественными свойствами, данными им богами. Потому сведения о
лекарственных травах богато представлены в легендах и мифах всех народов.
По преданию, на Кавказе
(Колхиде) под покровительством богини Артемиды находился волшебный сад ядовитых
и лекарственных растений, откуда эти растения попали в Грецию. И вот название
некоторых растений связаны с именами древнегреческих богов и греков: Нарцисс,
Кипарис, Лавр, Гиацинт, Артемизия, Миндаль, Мята и другие.
Долго спорили между собой бог морей Посейдон и Афина: кому из них
владеть прекрасной Аттикой. И наконец, решили устроить состязания. Они должны
были сделать подарок людям, и чей подарок будет признан более ценным, тому и
будет принадлежать предмет спора. Двенадцать олимпийских богов были судьями в
этом споре. Посейдон первым ударил трезубцем в бесплодную скалу и забил из нее соленый
источник. Торжествовал бог морей. Но вот Афина глубоко вонзила свое копье в
землю и из нее выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее
дар Аттике более ценным. Так греки описали рождение маслины, с которой связывали
важнейшие события своей жизни.
История культуры маслины насчитывает тысячелетия. О ней сообщают
древнеегипетские папирусы, она упоминается в «Илиаде» Гомера и Ной узнал, что
вода сошла с земли, когда возвратился голубь с маслинным листом во рту.
Боги
и герои греческого (и иного) мифотворчества предстают живыми и полноправными
существами, непосредственно с простыми смертными, помогавшими своим любимцам и
избранникам. Они видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку,
проявлялось в более возвышенном виде.
Это помогало людям лучше понять себя, осмыслить собственные поступки, оценить
свои силы.
Древнегреческие боги
были всем подобны людям: добры, великодушны, но, в то же время, жестоки и
коварны. Боги были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний. Но
все равно, выше всего была судьба, предопределение. В этом тоже усматривалось
сходство с судьбами смертных людей: Горюет Афродита, потерявшая горячо любимого
прекрасного Адониса; просит со слезами Минерва богов, увековечить в дереве,
мирте, убитую ею любимицу Мирсину; остается прекрасным цветком, влюбленный в
себя Нарцисс; превращает в дерево неутешного в своем горе Кипариса Аполлон;
превращается в лавр дочь речного бога Пенея Дафна, убегая от полюбившего ее
Аполлона. Они тоже бывают несчастны, и несут кару за свои поступки.
Мифология возникла как
попытка древних появлений жизни на земле, причины стихийных явлений природы,
перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.
Само создание мифов и было первым шагом человека к творчеству, к познанию
самого себя во «всей прелести человеческого детства».
Именно поэтому мифы
обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и
образ мыслей современного человека. Всякая разумная человеческая личность
независимо от культуры уровня, имеет какое-то общение с каким-то реальным для
нее миром. Это ни число, ни качество, ни вещь, но миф, живая и деятельная,
носящая определенное, живое имя. Миф и имя пусть глубокие е неглубокие, богатые
и небогатые, приятные и неприятные. Нельзя живому человеку не иметь живых целей
и не общаться с живой действительностью.
Без мифа у нас остается
просто некая вещь, отражающая в своем смысле только то, что называется ее
фактической смысловой структурой; остается вместо меча Зигфрида просто меч, или
вещь в своей буквальной сущности. Поэтому мы выбираем миф с его эйдосом (духом,
смыслом) и логосом (методом осмысления) в диалектике (конструирование в логосе
бытия, рассматриваемого в его эйдосе). Не может быть реальная жизнь - сама по
себе, а миф — сам по себе.
Чтобы понять сущность
мифа, надо вообразить, что миф, в котором мы живем и существуют все вещи, мир
мифологический. И с точки зрения мифологического сознания миф не есть игра
фантазии, но это наиболее яркая и самая подлинная действительность, совершенно
необходимая категория мысли и жизни.
У Гомера изображается,
как Одиссей спускается в Аид и оживляет на короткий срок обитающие там души
кровью. Известей обычай побратимства кровью (уколотые пальцы), употребление
крови убитого вождя и др. Миф о действии крови не может быть только абстрактным
понятием, он напрямую связан с реальностью. Это есть сама жизнь. Миф всегда
практичен, эмоционален, аффективен, жизнен. Но это не наука. Миф состоит из жизни личностей, а наука превращает жизнь в формулу.
Наука может быть мифологически окрашенной, но ничего общего с мифологией не
имеет. И именно мифология дает для науки базу, первоначальный материал, над
которым наука будет работать и реально питаться мифологией. Пример
мифологизирования цветов, света и вообще зрительных явлений природы. Цвет в
физике очень далек от живого восприятия. Например: « Я вижу желтый цвет» - это
мертво и абстрактно. А вот «в своей высшей чистоте всегда обладает светлой
природой, ясностью, веселостью, производит теплое впечатление, вызывает
благодушное настроение. Хорош для обстановки, одежды. А вот притушенный желтый
цвет производит впечатление грязноты, (Желтый цвет шляп должников).
Существует легенда, будто связка золотых ключей апостола Петра упала
случайно на землю. Ангел не успел их подхватить. Отпечатки ключей остались на
земле, когда их возвратили владельцу, и из них вырос золотистый цветок Primula veris - первоцвет весенний или
ключики. Синий цвет - «прелестное ничто». Этот цвет тянет нас за собой, дает
чувство холода и пустоты. Его применяют в очень разрешенном и светлом виде. (Centaurea cyanus) - василек синий в Древней
Греции связывали с именем нимфы по имени Кианэ, дочери бога рек Меандра,
превратившейся в ручей с темно-синей водой, который стал притоком реки Анапис,
протекавшей недалеко от Сиракуз. Вид цветков, напоминающий цвет этого ручья.
Пурпур — то к чему стремятся правители и бандиты (раздражающий характер). На
зеленом цвете мы получаем удовлетворение и вздыхаем.
Любая неодушевленная вещь или явление, как предметы живого
человеческого опыта суть мифы. Например, лекарства не всегда действует
целительно. Но больной считает, раз врач прописал — значит, лечение началось.
Миф всегда фактичен и историчен, то есть история того или иного личного
бытия. Миф оценивается с точки зрения истории. «Расцветший папоротник нужно
отыскать обязательно накануне Иванова дня. При его помощи можно находить плоды,
открывать железные двери и другие».
Папоротник здесь не история, ни личность. Но если исключить
исторический момент, то он превращается в обыкновенный, неодушевленный предмет,
безразличный для всякой личности.
Мы рассмотрели все существенные стороны мифологического сознания,
-личность, история, чудо, слово. Так, что такое миф?
Миф есть слово о личности, принадлежит данной личности. Оно есть Имя. В
имени - диалектический синтез личности и ее выраженности, словесности. Итак,
миф - есть имя. Но миф есть еще и чудо, то есть имя, творящее чудеса, то есть
мифическое имя. А присоединение истории дает окончательное определение мифу:
миф есть развернутое магическое имя. Это формула мифа простая и максимально
насыщенная и обладающая универсальным значением. Примеры этому можно найти в
массе христианских текстов, заклинаний, в поэзии.
Литература
1. Авоян Р.Г. Значение в языке: Философский анализ.-
М.: Высшая школа, 1985.
2. Галайчук В.В. Міфологічна картина світу як відображення ментальності
народу // Материалы международной научной конференции «Язык. Культура.
Взаимопонимание». - Львов: ЛГУ, 1997.
3.
Головин Б.Н. О чем говорят названия растений. - М, 1986.
4. Гумбольт В. фон. Избранные труды по языкознанию. -
М: Прогресс, 1984.
5. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
6. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. – М.:
Изд-во «Европейский Дом», 2003.
7. Потебня О.О. Проблеми сучасної філології. – К.: Наукова думка,
1992.
8. Петров М.К. Язык,знак,культура. - М.: Наука, 1991.
9. Попович М.В. Философские вопросы семантики,- К.:
Наукова думка,1975.
10. Уфимцева А.А. Лексическое значение. - М.: Наука, 1986.