Сайдумов Джамбулат Хамидович,
с.н.с. КНИИ РАН.
Кандидат юридических наук,
Зав. отделом Чеченской Энциклопедии ИГИ АН ЧР
Научное наследие Б.К. Далгат «Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей» как
фундаментальное исследование судебно-правовой системы древних чеченцев.
В статье дается оценка научному исследованию Б.К. Далгат «Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей». Исследование и материалы 1892-1894 гг. Определяется степень ее значимости для исследователей обычно-правовой системы чеченцев и ингушей.
In this article we deals with the
scientific research of B.K. Dalgat the title of wich is «The tribal Mode of
life and Traditional law of the Chechen and Ingush peoples». We use investigations
and data of 1892-1894 . We try to define the
grade of its importance for the
researchers of Traditional law of
the Chechen and Ingush peoples.
Монография
Б.К. Далгат «Родовой быт и
обычное право чеченцев и ингушей». Исследование и материалы 1892-1894 гг. Вышедшая в свет при поддержке Фонда фундаментальной исследовательской
программы Президиума РАН
«Этнокультурное взаимодействие» представляет повышенный интерес не только
со стороны юристов, но и исследователей
из других отраслей науки. Монография
Башира Керимовича Далгата великого ученого юриста и гуманиста в 21 век вышла
также благодаря стараниям его дочери Уздият Башировне Далгат, дочери перенявшей
уважительное отношение своего отца к
чеченцам и ингушам. По своему главному смысловому предназначению монография
посвящена исследованию и систематическому описанию юридических обычаев чеченцев и ингушей, ставших нормами закона, а также изучению их
родового быта и культуры в прошлом.
Основным объектом исследования в монографии является изучение
юридических терминов, морально –этических принципов.
Прежде чем перейти к детальному
осмыслению исследуемого материала необходимо отметить, что автор очень точно и
последовательно выстроил структуру
своего труда - он состоит из 2 разделов, каждый из которых в полной мере
отображает внутреннюю материю теоретических
выводов и бесценного для чеченцев и
ингушей полевого материала, который был
собран автором во время двух экспедиций
в Чечню и Ингушетию.
Именно поэтому данный комплексный труд
дает глубокое осмысление правового
института чеченцев и представляет не меньший интерес для кавказоведов,
этнологов, а также для самого широкого круга лиц интересующихся проблемами
правовой и духовной культуры чеченцев и ингушей. Несколько слов хотелось бы
сказать о самой личности ученого Башира
Керимовича Далгата – человек с необычайно проницательным умом,
высокими нравственными качествами является гордостью всех народов Кавказа,
родившись в селении Урахи Даргинского округа Дагестана он унаследовал благородные черты своих предков известных
во всем Дагестане и далеко за его пределами. Стремясь к вершинам знаний его
становление как ученого происходило под
влиянием таких ученых как- М.М. Ковалевский, Н. Н. Харузин, Э.Ю.Петри, Д.Н.Анучина. Любовь к горцам стремление познать и показать всеми миру богатую правовую культуру народов. За свою
научную деятельность по исследованию правовой культуры чеченцев и ингушей Б.К. Далгат получил диплом высшей категории
и звание кандидата прав. [1]. Изучение
права горцев Северного Кавказа являлось главным лейтмотив его исследовательской
работы на протяжении всей жизни. Весьма
актуально в контексте вышеприведенного
звучат слова Б.К. Далгата в
введении его переизданной работы -
пусть настоящий труд, рожденный любовью к горцам и к научной истине, послужит
одним из камней фундамента стройного здания науки о прошлом и настоящем быте
чеченцев и ингушей [2].
Данный научно-исследовательский труд был
целиком подготовлен Б.К.Далгатом в
1927-1929 гг. Дважды срывался процесс его издания, первоначально выйти в свет он должен был в 1930 году в Северо
–Каказском издательстве
(Ростов-на-Дону), в 1933 году, т.е спустя 3 года данная работа была
передана в Ингушское издательство «Serdalo».
Лишь после смерти Б.К.Далгата в 1934
году с большими сокращениями и изменениями ввиду конъюнктурных соображений была издана в сжатом варианте в «Известиях Ингушского
научно-исследовательского института», текст разнился с истинным первоначальным
вариантом. Данная монография , с
бесценными приложениями вышла в свет в
полном виде в 2008 году. Ее ценность как научного труда заключается в
том, что благодаря Б.К. Далгат после трудов
А.Берже «Чечня и чеченцы», Е.Максимова «Чеченцы», Леонтовича 2-ой том
«Адаты», Н.Н.Харузина «Заметки о юридическом быте чеченцев» максимально точно и акцентировано исследует
обычно-правовые институты чеченцев и
ингушей, делает сравнительный анализ адатского права с другими народами
Северного - Кавказа (в первую очередь с дагестанскими). И неслучайно сам автор отмечает, «что все
более или менее серьезные данные по обычному праву чеченцев и ингушей и о родовом быте их не
восходят далее 1845 года» [3] .
В отличии от М.М. Ковалевского который
занимался детальным изучением адатов практически всех народов Северного( за
исключением чеченцев в подробном варианте), Б. К. Далгат в своей исследовательской работе сосредоточил
внимание на систематическом описании
юридических обычаев чеченцев и ингушей по которым осуществлялось
судопроизводство.
Уникальный полевой материал собранный Б.К.Далгатом в горной Чечне и Ингушетии является ценным
источниковым базисом, изучая, который
можно понять величие этих древних народов, развитую систему
права. Будучи студентом, занимаясь кропотливым собирательным процессом в
горах Чечни и Ингушетии используя программные методы
этнологии, Башир Далгат очень серьезно и вместе с тем с каким –то особенным живым интересом и
увлекательностью занимался Б.К.Далгат
изучением обычно-правовых норм лежащих в основе адатского судопроизводства чеченцев.
Необходимо отметить и то обстоятельство,
что Б.К. Далгат удивительно тонко проследил связь между адатом как правовым
источником и морально-нравственной составляющей быта и культуры двух народов, что находит свое реальное отражение
в другой не менее интересной работе
ученого Б.К.Далгата «Первобытная
религия чеченцев и ингушей».
Заслуживает внимания описываемый Б.К. Далгатом суд медиаторов, где описывается его
количественный состав « число судей
зависит от важности дела, от 2 до 5 человек. Они выбирались из лиц, известных в обществе знанием дела;
они назывались всегда «общественными судьями». [4] Автор обращает внимание на то обстоятельство, что уже в древности у
вайнахов при судебном разбирательстве существовали такие принципы как
состязательность сторон, наличие возможности отвода судьям» если в число судей
оказывались выбранными родственники, то
противная сторона могла устранить их (отвод); если сторона была во вражде, то
могла отвести его» [5].
Б.К. Далгатом была исследована процедура вынесения решений
судами, свидетельская и
доказательственная база, сроков рассмотрения дел. Научной заслугой данной работы можно считать исследование
гражданского права в обычно-правой системе в частности, где исследованы
договорные отношения, понятие сделки, брачно-семейные вопросы. Как и в любом научном исследовании есть
определенные спорные моменты в частности,
приведенные тексты песенных обычаев на свадебной церемонии у ингушей,
автором дословно приводятся тексты ингушских
песен со слов стариков ингушей, которые не адекватно могут быть
восприняты современными исследователями изучающими данную монографию и интересующимися подобными
вопросами, поскольку носят отчасти несколько фривольный характер, но это скорее вопросы фольклористики, а также
отдельные исторические даты, события и названия местностей, эти моменты носят также узко
историческую направленность, что в целом не должно отвлекать юристов от общего содержания монографии и
принижать ее научные достоинства.
Без всякого сомнения, работа Б.К.Далгат «Родовой быт и обычное право чеченцев и
ингушей» Исследование и материалы
1892-1894 гг. представляет
ценную научную значимость для исследователей обычно-правовой системы чеченцев и
ингушей, а также всех народов Северного Кавказа. Проблемы
и вопросы обозначенные в указанной
монографии не могут быть классифицированы
как полностью исследованные, на мой взгляд, к этому мнению склонялся и
сам автор, скорее это тот базовый
вспомогательный труд, на который
должны опираться исследователи обычного права ( и его судебного института)
чеченцев долгое время считавшего основным источником при отправлении правосудия
адат.
1. См.ЦГИА СПБ. Дело
юридической испытательной комиссии СПб университета №09. 1895 г.Ф.14, 18 . ОП.3906.
2.Б.К. Далгат «Родовой быт и обычное право чеченцев и
ингушей» Исследование и материалы
1892-1894 гг,. М.:ИМЛИ РАН,
2008. с.36
3. Там же .
4.Б.К. Далгат «Родовой быт и обычное право чеченцев и
ингушей» Исследование и материалы 1892-1894 гг,. М.:ИМЛИ
РАН, 2008. с.203
5. Там же.