Сайдумов Д.Х.
Старший научный сотрудник
КНИИ РАН .
Зав. отделом чеченской
энциклопедии
ИГИ АН ЧР
Судебная система Чечни на
различных исторических этапах.
(досоветский период)
Суд является одной из
ветвей власти значение, которой весьма велико вне зависимости от того о каком
историческом этапе идет речь. Значение судебной власти нормативно закреплено в
Конституции Российской Федерации, где четко определено: «Государственная власть
в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной
власти самостоятельны». (Конституция РФ. Раздел 1, глава 1, статья 10). Судебная система Чечни имеет богатую
содержательную историю уходящую корнями в глубь веков. Где первым
судебным органом древних чеченцев и ингушей был суд обычного права «Мех-кхел».
До принятия чеченцами ислама отправление правосудия осуществлялось согласно
нормам обычного права. В связи с тем, что слово адат (1адат) имеет арабское происхождение на мой взгляд
нельзя его отождествлять с исконно
кавказским понятием обозначающим закон у
народов Северного Кавказа, хотя в современной терминологии обычного права он
трактуется именно с этой позиции.
В разные времена в Чечне существовали
различные судебные институты, которые функционировали в период той или иной
политической системы. На протяжении многих столетий верховным органом различных вайнахских
обществ был судебный орган «Мехк-кхел» (дословно переводится как «Совет страны»,
или «Суд страны»). Мехк-кхел собирался регулярно, как правило, для обсуждения
общенародных вопросов и разбора частных споров (обычно два раза в год) в
условленном месте. Адатский суд является уникальным явлением обычного
права. В переводе с чеченского «кхел» означает «справедливое наказание» [1].
Институт данного суда известен чеченскому обществу с момента его зарождения. В экстренных
случаях созывалось внеочередное собрание Мехк-кхела. В промежутках между собраниями
его полномочия выполняли старейшины (къаной) во главе с председателем –
руководителем (тхьамда). Как правило, Мехк-кхел представляли самые авторитетные
местные старейшины (къаной), духовные лидеры и представители богатой части чеченского
общества. Мехк-кхел вайнахов обладал также, кроме всего прочего, и исполнительной
властью. Решение его было для всех обязательным. В случае неповиновения граждан
в выполнении постановления Мехк-кхела лица сурово наказывались – сжигались
целые села[2].
Довольно ценные сведения о вайнахском
Мехк-кхеле, функционировавшем на горе Муйти-корт, собрал М.А. Иванов,
обследовавший в свое время верховье реки Фортанги (Мартанга). Он указывает, что
гора Муйти-корт, на которой собирался Мехк-кхел, в прошлом играла большую роль.
«Для решения всяких судебных дел и установления условий, – писал М.А. Иванов, –
собирались в то время наши почетные старики – представители племен чеченцев,
ингушей, карабулаков, мелхийстинцев и даже отдельные тушины и хевсуры на граничной
горе (Муйти-корт). Со стороны Аккинского общества на склоне этой горы есть
большой плоский камень, который служил как бы трибуной для председателя таких совещаний,
а имя его было Муйты.
Известно также, что всех
судей «Мехк-кхела» о предстоящем заседании заранее оповещали гонцы того или
иного селения. Муйти-корт был назван таким именем в честь первого председателя
местного суда» [3].
На смену адату пришел шариат, и, естественно, все
дела в Мехк-кхеле рассматривались по шариату, судили конкретно одного
преступника, многочисленный штат присяжных заменяли конкретные свидетели. Все это
не вызывало сопротивления со стороны горцев.
Известно также, что на
основе шариата дела в Мехк-кхеле разбирались более оперативно, чем
старейшинами, оперировавшими адатами. Это обстоятельство способствовало тому,
что со временем мусульманское духовенство заняло в Мехк-кхеле главенствующее
положение. Кроме того, в ХVII-ХVIII вв. для избрания того
или иного члена в Мехк-кхел большое значение имело знание им национальных
обычаев, шариата, способности человека, его богатство, происхождение, авторитет
в фамилии и обществе, а также возраст, который подчеркивал степенность того или
иного лица. Традиционным требованием для тех, кто должен был входить в
Мехк-кхел, являлось умение красиво и логично говорить, дельно и убедительно,
т.е. аргументированно доказывать. Но самое главное требование Мехк-кхела заключалось
в одном – говорить только правду[4]. Наряду с Мехк-кхелом стоит отметить и роль таких судебных органов, как
третейские суды. Третейские суды, по чеченскому адату, были призваны решать
возникающие споры между членами одного тайпа. В специфику рассматриваемых дел
третейским судом входили: земельные споры, кражи и т.д. Основной задачей
третейских судов было принятие решений, способствующих примирению враждующих
сторон. С распространением ислама в Чечне наряду с адатскими судами начали
функционировать и шариатские суды, которые рассматривали дела имущественного и
брачно-семейного характера, а также преступления против религии и духовенства.
По адату судебному процессу предшествовала досудебная стадия, когда стороны
общались между собой для примирения. Порядок примирения в различных тукхумах
был своеобразным и непохожим друг на друга. Однако суть примирения главным
образом заключалась в прекращении кровной мести и установлении мира между
конфликтующими сторонами.
Отдельные сведения о Мехк-кхеле приводятся в трудах исследователей ХVIII-XIX вв.: Вахушти Багратиони, С. Броневского, И.
Попова, Г.Вертепова, Н. Семенова, Н. Яковлева и других. Используя сведения
своего предшественника академика И.А. Гюльденштедта, побывавшего в 70-е годы ХVIII века во главе научной
экспедиции в нашем крае, исследователь С. Броневский сообщает довольно
интересные сведения о местных провинциальных судах (кхелах).
«Вероятно, что … округов
или волостей должно быть гораздо более в Кистинских землях, каждое колено здесь
разделяется на малые общества или союзы, заключающие в себе несколько деревень,
из которых одна признается главою союза или сборным местом, и, обыкновенно, все
общество называется по имени главной деревни» [5], – указывает С. Броневский.
Древнейшими вайнахскими центрами
сбора старейшин и Мехк-кхела служили Чанты-Аргуна (Ц1ой-пхеда), Майсты, гора Мизир-корта,
Жеми-барз (у селения Чечен-Аул), с.Кий, место для привязи коней (Говраш тосу
басо) около г.Грозного, с.Нашха, курган Кхеташ-корта [6].
Среди основных источников образования норм обычного
чеченского права – адатов является масла1ат,
в переводе с чеченского, «народное соглашение, примирение», которое осуществлялось
третейским или мировым судом посредников.
Данный
суд преимущественно состоял из почитаемых старцев и уважаемых людей среднего
возраста. Они обладали обширными знаниями, основанными на опыте предков и умелом
трактовании обычаев. Вынесенные столь уважаемым органом решения по конфликтным
вопросам между родами становились в последующем прецедентами – масла1атан сацамаш, т.е. правовой нормой. Действие данной нормы вступало в
силу лишь после обсуждения на родовом съезде, именуемом «гулам», и лишь после
этой процедуры оно вступало в законную силу и имело право называться адатом.
Помимо
мирового разбирательства, выработанного в форме судебного прецедента,
источниками обычного права были также решения и постановления тайповых и
аульных собраний. Каждый тайп имел свои сходы стариков и почетных членов тайпа
для обсуждения общественных дел.
Если
на сходе старики не могли выработать единого решения в силу отсутствия
конкретного адата, то тогда принималось решение данного схода, являющееся
обязательным для всего тайпа, после чего это решение объявлялось на аульном
майдане всему обществу и становилось нормой обычного права.
В 1827 году по инициативе
командующего Кавказской линии Г.А. Эмануэля был учрежден чеченский народный
суд. Принцип работы и механизм соотношения между адатом и российским правом
были идентичны Кабардинскому Временному суду. В Чечне в 1852 году был учрежден
новый российский суд, в состав которого вошли кадий и три чеченца – знатоки
адата. Суд рассматривал дела о
воровстве, ранении, поджогах, изнасиловании, убийствах. Брачно-семейные дела
передавались исламскому духовенству[7].
В отличие от обычного адатского, новый
суд был постоянным органом судопроизводства, и судьи выбирались на определенный
срок.
Действие
судов организованных царской администрацией распространялось лишь на территории,
которые находились под контролем российской военной администрации. С другой
стороны, на территории Имамата Шамиля действовали шариатские суды, которые
регулировали вопросы на основе шариата, но некоторые чеченские общества, несмотря на жесткие репрессивные методы со
стороны управленческой системы Имамата, предпочитали разбирать дела по обычному
праву.
Правовая система чеченцев формировалась в течение многих веков и ко
времени вхождения в состав Российской империи, которое происходило постепенно в
первой половине ХIХ в., характеризовалась
преобладанием норм адата, источником которого стали горские обычаи и приговоры
адатских судов. Деятельность окружных судов осуществлялась до
1869 года, до того момента, когда они были преобразованы в горские словесные
суды на территории Терской и Кубанской областей. Однако до этого момента
функции по отправлению судопроизводства осуществлял именно окружной словесный
суд. Именно в этом суде были заложены принципы российского законодательства и
обычного права. Все дела, поступавшие в производство, записывались в
специальном журнале и систематизировались по профилю: гражданские, уголовные.
Решения, вынесенные этим судом, должны были быть исполнены в течение 24 часов с
момента их принятия.
Контроль за надлежащим исполнением
вынесенных решений окружным словесным судом осуществлял лично начальник округа.
В случае невыполнения вынесенного решения в установленный срок начальник округа
обладал правом привлечь виновного к ответственности.
Возникновение горских словесных судов и их дальнейшее
распространение по Терской области было обусловлено тем, что власть стремилась
путем введения более строгих видов наказания снизить уровень преступности среди
горцев. Введение новых судебных институтов не везде встречало поддержку и
понимание горцев. В горной части Чечни враждующие стороны «предпочитали
разбирать свои споры именно посредством адатских или шариатских судов» [8]. С этой целью были введены судебные органы, сельские и
горские словесные суды, в которых была установлена комбинированная система
наказаний, включая российские уголовные законы, нормы адата и нормы шариата. На
Северо-Западном и Северо-Восточном Кавказе был установлен специальный контроль
над деятельностью горских адатских судов: все материалы деятельности адатских
судов поступали в местные административные и судебные органы для дальнейшего анализа
и учета.
В целом российская администрация
с некоторыми ограничениями сохранила деятельность горских адатских судов, но само
горское судопроизводство отчасти претерпело изменения: во многом оно приобрело
форму государственного, появились единые правила ведения судебного делопроизводства.
В Чечне была введена система судебных инстанций: низовой суд – единые сельские
словесные суды, высший орган – окружной словесный суд. Апелляционной инстанцией
для окружных судов стали народные суды, например, Дагестанский народный суд[9].
На Северном Кавказе Россия приступила к
поэтапному переходу народов к единой системе российского судопроизводства и
уголовного законодательства, а на Центральном Кавказе – к более форсированным и радикальным преобразованиям в
системе горского права. Судебный процесс в Чечне продолжал оставаться устным,
но его решения стали записываться на русском языке русскими писарями, а также
посредством арабской письменности (преимущественно в Дагестане). В системе горского
судопроизводства осталось право выбирать большинство членов адатских судов
сроком на три года. Сохранились высокие критерии для участия в судопроизводстве
– образовательный и возрастной ценз для судей: они должны были быть старше 25
лет, хорошо знать чеченский адат. Горские суды на Северном Кавказе были
образованы в начале 1870-х годов [10].
Кавказская
администрация придавала важнейшее значение организации судебной системы, так
как от этого во многом зависела успешность начатых в данном регионе общих административных
преобразований. Образование судебных учреждений, всецело отвечающих интересам
центра и в то же время в какой-то мере сохраняющих видимость народного суда,
являлось основной линией судебной политики, намеченной в рамках
“военно-народного” управления.
Считая невыгодным и невозможным для
своих интересов приступить к коренной ломке веками сложившегося правового
строя, царское правительство признало обычное право основным источником
действующего права.
Для рассмотрения спорных ситуаций,
имевших место в северокавказских обществах, было создано шесть судов: три в
Кубанской области – Майкопский, Екатеринодарский и Баталпашинский горские
словесные суды (Екатеринодарский суд рассматривал дела чемигуевцев, бжедугов,
шапсугов, натухаевцев; Майкопский – кабардинцев, абадзехов, темиргоевцев, абазинов;
Баталпашинский – кабардинцев, абазин, абадзехов, карачаевцев, бесленеевцев,
ногайцев), один словесный суд в Терской области – Нальчикский суд, а так же
суды в Чечне.
Основная цель судебной реформы,
проводимой Россией в 1860-х годах на Северо-Восточном Кавказе, заключалась в ограничении
деятельности шариатских судов и расширении деятельности адатских судов[11].
С целью осуществления проводимых преобразований в горском судебном праве были
созданы специализированные нормативные документы. А.А. Кануков указывал:
«Представители местной правительственной власти издавали распоряжения,
которые, послужив материалом для всеподданнейших докладов, наконец, получили
выражение во всеподданнейшем отчете наместника Кавказского» [12].
Доклады и отчеты были одобрены и утверждены государем Императором, что сообщило
им незыблемую силу закона» [13]. Состав суда состоял из председателя, которого
назначала местная российская администрация, а так же депутатов из числа
местного населения (судей) и одного кадия. Члены Чеченского горского суда имели
жалованье. Жалованье кадия и членов суда составляло 350 и 400 руб. в год,
кроме того, они получали освобождение от несения налогов и прочих повинностей[14].
Словесным
судам были подведомственны уголовные, гражданские, шариатские и опекунские
дела.
Уголовные
преступления, входившие в компетенцию горских словесных судов Кубанской и
Терской областей, – это:
1)
вершение кражи со взломом со стоимостью похищенного не более 300 рублей и
совершенных в первый или второй раз;
2)
похищение женщин;
3)
дела по предупреждению и прекращению на основании местных обычаев, вражды и
кровомщения, могущих возникнуть вследствие необнаружения виновного в убийстве.
Кроме горских словесных судов в
некоторых регионах Северного Кавказа, например, в Чечне и западном Дагестане,
были образованы и сельские словесные суды, находившиеся в отличие от горских,
на содержании сельских общин.
По своей сути горские суды были
переходной инстанцией от адатского судопроизводства к российскому. В них
применялись обычно-правовые институты доказательств, а именно: принятие
очистительной присяги (ц1ано я1р),
институт свидетелей и адатские нормы, а с другой стороны, как отмечает И.Л.
Бабич, «российская администрация попыталась ввести на Северном Кавказе при
горских словесных судах новый институт как должности следователей, которые могли
проводить расследование поступивших в суд дел» [15].
Так
же были организованы и участковые судебные отделы, которые получали право
проводить расследования, что свидетельствует о зачатках оперативно-розыскной
работы контролирующих органов.
Российское
государство создало на Северном Кавказе тюрьмы и арестантские комнаты (в
чеченском языке они получили название «набахте»), которые находились на его содержании.
Началась практика ареста виновных с учетом особенностей горской жизни[16].
К примеру, если срок тюремного заключения приходился на время проведения
сельскохозяйственных работ, то осужденный или его родственники могли
обратиться в суд с просьбой об отсрочке отбывания наказания до окончания
полевых работ.
Российское государство к обычному праву
чеченцев во второй половине ХIХ в. подходило
в двух вариациях правового измерения – радикально быстрого и поэтапно-мягкого,
которые впоследствии были апробированы в различных регионах Северного Кавказа[17].
Правовая
реформа, проведенная Россией, позволила создать базу для внедрения российского
подданства в горских общинах, в основу которого был положен основной принцип социального
и правового равенства горских народов как подданных Российской империи.
Внедрение
российского государственного права на Северном Кавказе во второй половине XIX века в значительной мере способствовало изменению
социально-экономической базы, на которой длительное время строилась
правоприменительная практика обычного права чеченцев.
Институты
общественной власти были заменены
на административные
органы, которые были представлены в административной
системе Российского государства.
Адат как норма обычного права,
официально признаваемая, наравне с шариатом и фикхом, царской Россией на протяжении
нескольких столетий, в середине 1925 года был фактически ликвидирован советской
властью.
1 Кавказский этнографический сборник. Ч.2. Тбилиси, 1968.
С.24.
2. ЦГА Даг. ССР. Ф.1406. Д.294. Л.л.4-8; Саидов И.М.
Указ.соч. С.205
3. Саидов И.М. Указ.
соч. С.203.
4. Саидов И.М.Указ. соч.
С.205.
5.Броневский С. Новейшие географические и
исторические известия о Кавказе. М., 1823. С. 157, 181.
6. Саидов И.М. Мехк-кхел в
прошлом // КЭС. Ч.2. Тбилиси, 1968. С.200.
7.Там же. С.48.
8.Воронцов С.Т.
Указ.соч. С.330.
9.Раневский С.К. Горцы Северного Кавказа. Тифлис,
1902. С.456.
См.: Рейнке Н. М. Горские и народные суды Кавказского
края // Журнал Мин. юстиции. 1912. № 2; Ковалевский М.М. Дагестанская
«народная правда» // ЭО. М., 1890. № 1. С. 1-24; Его же. Поземельные и
сословные отношения у горцев Северного Кавказа // Русская мысль. М., 1883.
Кн. 12; Его же. Современный обычай и древний закон: Обычное право осетин в
историко-сравнительной освещении. М.: Изд. Мамонтов и К0, 1886. Т.
2; Бабич И. Л. Кровная месть и суд кавказцев // Российская провинция. М., 1995.
№ 2.
10.Кануков А.А. Законодательные акты, касающиеся Северного
Кавказа и, в частности, Терской области. Владикавказ, 1910. С.43.
11.Головин Т.К. Горские суды в Терской области.
Владикавказ, 1993.С.45.
12.Там же. С.46.
13.Тапаев В.О. Кавказ. Грозный, 1995. С.73.
14.Тапаев В.О. Указ.соч. С.74.
15.Тапаев В.О. Кавказ. Грозный, 1995. С.89.
16.Агаев М.Г. Адаты и новая система права. Черкесск,
1996. С.121.
17.Короман Е.С. Очерки истории Кавказа. Тифлис, 1901.
С.67.