Квасных Галина Сергеевна,

Шевченко Светлана Анатольевна

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева,

г. Петропавловск

Развитие коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка в этнокультурном аспекте

 

Специфика Казахстана определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В республике проживают представители многих наций и национальностей. Некоторые из них - компактно, что усиливает этнокультурное многообразие и особенности Республики Казахстан. По культурно-языковым различиям население страны в целом делится по преимущественной ориентации на один из двух языков - государственный и русский, коммуникативная значимость и распространенность которых неравнозначны. Кроме того, представители нескольких национальных групп не имеют собственной этнической государственности, что повышает ответственность страны за сохранение присущей им самобытной культуры. В этих условиях важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства.

Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции: транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ); развивающую (формирование и развитие национального самосознания); дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп); интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).

Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры [1].

В современный период переосмысления общих и социально-педагогических процессов активизируется поиск эффективных путей обучения русскому языку в начальной школе. Задача школы в целом - дать ученику возможность получить такое образование, которое не только обеспечит его необходимыми научными знаниями, практическими навыками и умениями, но и поможет осмыслить накопленные человечеством ценности и традиции. В связи с этим возрастает внимание к проблеме культуры и её трансляции в школьном образовании. Традиционная система обучения русскому языку в школе долгое время характеризовалась односторонним подходом к объекту обучения - языку, рассмотрением его преимущественно в системно-структурном аспекте, в отстранении от человека - носителя языка, члена общества, в котором язык функционирует, культуры, которую он выражает и развитию которой способствует. При таком подходе культуроносная, духовная, «человекоформирующая» сущность языка оставалась вне поля зрения. В методике преподавания русского языка в школе методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие языка, культуры, личности учащихся в процессе обучения, пока ещё находятся в стадии разработки.

В новой образовательной парадигме лингвокультурологическому подходу к преподаванию русского языка придаётся особое значение. Образование рассматривается как важнейший компонент культуры, «как социокультурная система, обеспечивающая культурную преемственность развития человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в социуме и культуре» [2].

Мы выделяем наиболее общие, стержневые коммуникативные умения, которые необходимо формировать на уроках русского языка в начальной школе:

-        ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

-        ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, поздравить, попросить и пр.), осознавать замысел высказывания (зачем говорю);

-        планировать речевые действия: при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль; при восприятии речи уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего (что и зачем услышу);

-        выражать и развертывать мысль (что говорю);

-        целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю);

-        осуществлять контроль за речью.

Урок русского языка в начальной школе для развития коммуникативных умений в этнокультурном аспекте можно представить следующим образом (фрагмент урока):

- Как вы понимаете, что такое Родина? (это страна, где мы живем, наш город, школа, в которую мы ходим, наша семья, друзья, это природа родного края).

- Как она называется?- Как сказать на казахском языке «Моя Родина – Казахстан»? (- Менің отаным Қазақстан).

Казахстан - это край и отар, и пшеницы, Край, и горы, и степи вместивший в границы. Край заоблачных пиков, джайляу широких, Неуемных и пенистых речек потоки.

- У каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился. А вы знаете свою малую Родину? (Ответы детей.)

- Слово «Родина» может звучать и торжественно, и нежно, и ласково. Давайте подумаем, какие однокоренные слова можно подобрать к слову «Родина» (Родня, родители, родной, родственники, родиться, родимый.).

- В праздники на древней казахской земле устраивались айтысы - соревнования певцов-акынов. В своих песнях они славили Родину, ее героев или просто передавали молодым мудрость народа, заключенную в пословицах и поговорках. Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о Родине.

1. Родная земля - золотая колыбель.

2. Джигит лишь на своей родине джигит, а цветы лишь на своей поляне цветы.

3. Родина - жарче огня.

4. Человек без родины - что соловей без леса.

5. Джигита доля - за Родину стоять.

- В пословицах часто слышалось слово - жигит. Кто такой жигит? (Герой, батыр, юноша, всадник, богатырь.) Какими качествами должен обладать жигит, чтобы защищать Родину? (Быть умным, храбрым, сильным, смелым, ловким, мужественным.)

Запишите понравившиеся вам пословицы в тетрадь [Начальная школа Казахстана].

Таким образом, перед учителями начальной школы стоит задача становления и развития личности ребенка, где важное место занимает возрождение нравственной основы человека: стремление жить интересами людей, уважительное, равноправное, справедливое и чуткое отношение, бескорыстная взаимопомощь и забота об окружающих людях и т.д., т.е. умение жить среди людей и для людей.

 

Литература:

1. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан (1996).

2. Занесоцкий А.С. Образование: филология, культурология, политика. - М.: Наука, 2002.-456 с.