Право/1.
История государства и права
Аспирантка Винниченко
Е.А.
Брянский государственный университет им. И.Г.
Петровского, Россия
Специфика правовых систем
стран-членов СНГ с мусульманским населением.
Правовые
системы стран СНГ с мусульманским населением переживают коренную трансформацию
с начала 1990-х гг. Общие направления реформ такие же как и на всем
постсоветском пространстве: идеологический и политический плюрализм, социально
ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности, укрепление
их гарантий [1].
Новые
правовые системы указанных стран основываются на строго светских началах,
ориентируется на романо-германские традиции и международно-признанные принципы,
нормы и стандарты, в том числе и в области прав человека. Провозглашение государственной
независимости, курс на рыночную экономику, движение к политическому и
идеологическому плюрализму открыли широкие возможности к сближению с
романо-германской правовой семьей не только по внешней форме, но и по
содержанию. Это нашло свое отражение как в сфере публичного права, где
утверждаются основные параметры
правового государства – разделение властей, первостепенная роль публичных
свобод, конституционный контроль и др., так и в сфере частного права –
признание многообразия форм собственности и первостепенного значения частной
собственности, институтов рыночного права [2].
В
то же время новое законодательство этих стран в целом сохраняет структуру,
систему и юридическую технику, общие для правового пространства СНГ. Например,
Уголовные кодексы Республики Таджикистан, Республики Туркменистан, Азербайджана
были подготовлены на основе модельного Уголовного кодекса для
государств-участников СНГ. В силу этого указанные законодательные акты весьма
близки по содержанию к Уголовному кодексу Российской Федерации.
Однако особенностью стран
СНГ с мусульманским населением является восприятие религии ислама как части
культуры народа, как носителя общечеловеческих ценностей, хранителя
национальных духовных традиций. Правосознание граждан этих стран наполнено
традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого. Например,
для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства.
Коллективистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалировали над
интересами частными, индивидуальными. Поэтому рецепция Узбекистаном в 1990-е
гг. романо-германского права, основанного на индивидуализме и частной
инициативе, нередко носит формальный, поверхностный характер. Например, в Гражданском кодексе Узбекистана в
статье 6 говорится о местных обычаях и традициях, которые применяются к
отношениям, регулируемым гражданским законодательством при отсутствии в нем
соответствующих норм. Согласно статье 8 Семейного кодекса Республики Узбекистан
от 30.04.1998 года № 607-I
при отсутствии в
законодательстве
соответствующих норм в регулировании семейных отношений
применяются местные обычаи и традиции,
не противоречащие принципам законодательства Республики Узбекистан [3].
Очень многое в Азербайджане подчинено вековым обычаям и традиционным
исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения.
Большое
число обычаев и традиций
сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства в Туркмении. Например, в
Туркмении было подписано президентом постановление «О государственном калыме»,
предусматривающее внесение в государственную казну определенной денежной суммы,
чтобы взять в жены гражданку Туркмении.
Согласно
Конституции Киргизии в Кыргызской Республике народные
обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются
государством (статья 37) [4].
Традиции,
торжества и обряды, как источники права Таджикистана, получили официальное
оформление после принятия специального Закона Республики Таджикистан от 7 июня
2007 года
№331 «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» [5].
Им придано общеобязательное значение, поскольку данный закон распространяется
«на государственные органы, организации, учреждения и предприятия, независимо
от ведомственной подчиненности и форм собственности, а также на все физические
лица, независимо от их социального положения и национальной принадлежности» (ч.
3 ст. 1). Традиции, торжества и обряды имеют национальный характер, поэтому
являются элементами «национальной культуры» (ч.2 ст. 1 Закона), а также имеют
отношение к исламу (мусульманские религиозные обряды). Камолов И.И. утверждает,
что мусульманское право оказывает непосредственное влияние на действующее
позитивное право Таджикистана, в частности, наравне с официальными
мусульманскими праздниками действуют связанные с ними исламские нормы и
положения, имеющие императивный характер не только для мусульман, но и в
отношении властных структур (обеспечение нормальной деятельности общественного
транспорта ввиду большого числа людей при чтении утреннего намаза, посещении
мест захоронения близких и т.д.) [6].
Поэтому
правовые реформы должны базироваться на традиционных для этих стран
религиозно-нравственных принципах и нормах, и только тогда законы обретут свою
жизненность и будут восприняты обществом. Поэтому в принимаемых законах должны
быть учтены и отражены укоренившиеся в повседневной жизнедеятельности населения
народные традиции, обычаи, нравственные нормы, которые унаследованы из
вероисповедания и не противоречат общечеловеческим ценностям, правам и свободам
людей.
Литература
1. Правовые
системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред.- д.ю.н., проф.
А.Я. Сухарев. 3-е изд., перераб и доп. М.: Издательство НОРМА , 2003. С.16.
2.
Саидов А.Х. Основные
правовые системы современности.
М.: Юристъ, 2003. С. 401.
3. Семейный
кодекс Республики Узбекистан от 30.04.1998
года № 607-I
//Собрание
законодательства Республики Узбекистан. 2008. 16. ст. 117.
4. Конституция Кыргызской
Республики // Газета «Эркин-Тоо».2010.
5.
Закон Республики Таджикистан от 7 июня 2007 года №331 «Об
упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» // URL.: http://www.agencynau.tj/zakoni/z.%20u%20t.html.
6. Камолов
Илхом Икромович. Источники права Республики Таджикистан : автореферат
диссертации ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Камолов Илхом
Икромович; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2009. С.21.