К ВОПРОСУ О СВЯЗИ КРЕАТИВНОСТИ И РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТА

 Сергейчик Л.И, Яровая Л.Е.

Донской государственный технический университет,

Ростов-на-Дону, Россия

 

Креативность (от англ. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность и интеллект впервые в научных исследованиях сопоставил американский психолог Дж. Гилфорд. При создании своей модели структуры интеллекта он выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное.

Конвергентное мышление (сходящееся мышление) направлено на анализ всех имеющихся способов решения задачи с тем, чтобы выбрать из них единственно верный. Конвергентное мышление лежит в основе интеллекта, поэтому его называют также «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ.

Мышление второго типа – дивергентное − называют «креативным». Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно во многих направлениях», оно направлено на то, чтобы породить множество различных вариантов решения задачи. Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей и допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Дивергентное мышление лежит в основе креативности.

Дж.Гилфорд предложил модель «структуры интеллекта» SOI, систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей. По своей имплицитной структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме «стимул – латентная операция – реакция». Место стимула в модели Дж.Гилфорда занимает «содержание», «операция» – способность испытуемого, а «реакция» – результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, хотя отдельные измерения модели – классификационные шкалы наименований.

Под операцией Дж.Гилфорд понимает умение испытуемого, точнее – психический процесс: понятие (в качестве познания), память (сохранение познанного), дивергентная продуктивность (мышление в различных направлениях), конвергентная продуктивность (мышление, которое приводит к одному правильному ответу), оценивание.

Содержание определяется природой материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях).

Результаты – форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Каждый фактор характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Дж.Гилфорда 5 х 4 х 6 = 120 факторов.

В настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т.е. подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Концепция Дж. Гилфорда широко используется в США, особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать и направлять его на развитие способностей. Главным достижением Дж.Гилфорда многие исследователи считают разделение дивергентного и конвергентного мышления.

Дж. Гилфорд связывает креативность с продуктивностью дивергентного мышления Широко известно определение Дж. Гилфорда: «Креативность – это процесс дивергентного мышления» [3]. Первоначально он включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. Однако в экспериментах Дж. Гилфорда выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Таким образом, дивергентное мышление не отражает всех особенностей креативного процесса и не совпадает с ним полностью.

Е.П. Торренс вслед за Дж. Гилфордом описывает креативность в терминах мышления, понимая творческое мышление «как процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов» [8].

Торренс разработал программу развития творческих способностей детей, а также серию тестов на креативность «от дошкольников до взрослых». На первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из переставленной бессмысленной последовательности букв) для тренировки конвергентного мышления. Затем по картинкам испытуемый должен развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия. Позднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от задаваемых извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. В состав батареи Торренса входят 12 тестов, диагностирующих три сферы творчества: словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

Для оценки уровня креативности Торренс использовал следующие показатели:

Легкость — быстрота выполнения задания.

Гибкость — число переключении с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов.

Оригинальность оценивается как минимальная частота данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых. Если данный ответ встречается менее 1% случаев (т. е. 1 человек из 100 дал такой ответ), то оригинальность оценивается как максимальная — в 4 балла, если меньше 2% — то оригинальность оценивается в 3 балла), если ответ встречается более 6% (6—7 человек из 100 дали одинаковый ответ), то оригинальность отсутствует, 0 баллов.

Е.П. Торренс, изучая особенности одаренных людей, показал, что они чаще всего склонны к дивергентному мышлению, так как быстрее решают задачи с множеством вариантов ответов. Он считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором ее развития.

Е.П. Торренс выдвинул теорию «интеллектуального порога», основанную на экспериментальных данных, полученных с использованием разработанного им теста: если IQ ниже 115–120, интеллект и креативность образуют единый фактор, т. е. связаны между собой, а если выше 120 – креативность становится независимой величиной, т. е. нет лиц с низким интеллектом, обладающих креативностью, но высокий интеллект не обязательно связан с высокой креативностью [9].

Г. Айзенк и Д. Векслер также разделяют эту точку зрения взаимосвязи уровня развития интеллекта и креативности.

М. Воллах, один из наиболее авторитетных исследователей креативности, показал, что интеллектуальные тесты довольно слабо связаны с креативными достижениями и совсем не связаны при высоких показателях.

М. Воллах и Н. Коган считают, что перенос Дж. Гилфордом, Е. П. Торрансом и их последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ как и обычные тесты интеллекта. В дальнейшем М. Воллах  и Н. Коган критически проанализировали процедуру проведения тестирования в экспериментах Дж.Гилфорда и Е.П. Торренса. Они видоизменили ситуацию тестирования (сняли соревновательность, отказались от временного ограничения решения задачи, отказались от критерия точности). М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи или для формулирования отве та на вопрос. Тестирование проводилось в ходе игры, при этом соревнование между участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого. В результате они получили данные, свидетельствующие о независимости креативности и интеллекта.

Соединение креативности и интеллекта в единый фактор при средних значениях М. Воллах и Н. Коган объяснили использованием в тестах интеллекта и креативности аналогичного тестового материала. Используя игровую форму тестирования креативности без ограничения времени ответа и снятия фактора соревнования между испытуемыми, они получили корреляцию между баллами по интеллектуальным тестам и креативностью, близкую к нулю.

Ряд исследователей отмечает роль конвергентного мышления в творческом процессе. Дж. Монета [7] отмечает, что в модели научной креативности компетентность и конвергентное мышление играют фундаментальную роль.

Точка зрения исследователей на роль компетентности, знаний в креативности состоит в том, что как слишком низкая, так и слишком высокая компетентность в проблеме мешает креативному процессу. Высокая компетентность не позволяет вырваться за рамки существующих стереотипов.

П. Ленгли и Р. Джонс [6] подчеркивают важность памяти в процессе креативности. Доступность информации позволяет создавать неочевидные ассоциации и приходить к оригинальным решениям проблемы.

Поскольку креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации именно по этому критерию, то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые интеллектуальные задачи.

В исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории психологии способностей ИП РАН, выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые [1,2].

Наиболее глубокое исследование, касающееся отношений креативности и интеллекта, провела Е.Л. Григоренко [4]. Ей удалось выявить, что количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью по методике Е.П. Торренса, а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта по Д. Векслеру. Следовательно, креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной за дачи, но играющими разную роль на различных его этапах.

Представляют большой интерес результаты эмпирического исследования креативности В.К. Козленко [5], подтверждающие, что в мышлении креативных личностей преобладают, такие составляющие креативности как беглость, гибкость и оригинальность.

Таким образом, данные исследований, несмотря на неоднозначные представления об отношениях креативности и интеллекта, говорят о зависимости процесса креативности от других когнитивных процессов, а также уровня и индивидуальной специфики их развития и области творческой активности.

 

Библиографический список

  1. Богоявленская, Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 1971. – № 1.
  2. Галкина, Т.В. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности / Т.В. Галкина, Л.Г. Алексеев // Методы психологической диагностики. –Вып. 2.  – М.: ИП РАН, 1995.
  3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1969.
  4. Григоренко, Е.Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности. Автореф. канд. диссертации / Е.Л. Григоренко– М., 1989.
  5. Козленко, В.Н. Проблема креативности личности / В.Н. Козленко // Психология творчества. –  М., 1990.  – С. 131-148
  6. Langly, P. A computational model of scientific insight / P. Langly, R. Johns // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. – Cambridge: Cambr. Press, 1988.  – P. 177-201.
  7. Moneta, G. A model of scientist's creative potential / G. Moneta // Philosof. Psychol. 1993. – V. 6 (1). – P. 23-37.
  8. Torrance, E.P. The nature of creativity as manifest in the testing / E.P. Torrance // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. – Cambridge: Cambr. Press, 1988. – P. 43-75.
  9. Torrance, E.P. Guiding Creative Talent / E.P. Torrance. – N. Y.: Prentice-Hall, 1962.
  10. Wollach, M. Modes of Thinking in Young Children / M. Wollach, N. Kogan– N. Y.: Holt, 1965.