Педагогические науки/2.Проблемы подготовки специалистов

Заровняева В.И., Ивачева О.А.

Северо-Восточный федеральный  университет им. М.К.Аммосова, Россия

 

К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

ИЗ ТРАДИЦИОННО СЕЛЬСКИХ УЛУСОВ

К СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В СФЕРЕ АВТОТРАНСПОРТА  

 

Республика Саха (Якутия)  – регион важнейших геостратегических проектов России. Главными причинами сдерживающими  реализацию мегапроектовкоторого выступают: экстремальные условия труда, отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов инженерно-технического профиля из числа коренного населения, слабое развитие транспортной инфраструктуры.

Как известно, на трудовое поведение и качество допрофессиональной подготовки выпускников школ  РС(Я) помимо социально-экономических детерминат оказывают влияние феномены этнической культуры – система ценностей, религиозно-культурные традиции, иерархическая модель престижности профессий, традиции труда, этнические автостереотипы [ 1, с.132]. Это находит свое проявление в национально-специфических предпочтениях той или иной профессии («белые воротнички»), в отношении к конкретной работе, в позитивном (или негативном настрое) на межэтнические контакты в сфере труда.

Разработанная О.Шкаратаном и Ю.Бромлеем, доработанная в соответствии с этнорегиональными особенностями трудового поведения коренных обитателей Республики Саха И.И.Подойницыной, теория этнокультурного труда подразумевает отношение к участнику трудового процесса не только как к социально значимому индивиду, носителю профессионального знания и навыков, но и как к этнофору (носителю этнических характеристик). Данная теория объясняет национально-специфические ориентации учащейся молодежи Саха, которых туолбэ (семейно-соседская община) и сельская национальная школа ( 80% всех школ региона) десятилетиями ориентировали на профессии в бюджетной сфере (медицина, образование, культура, право), остальных - на труд в агрокомплексе. Между тем, современные тенденции на рынке образовательных услуг и рынке трудовых вакансий (переизбыток выпускников вузов и техникумов общественно-гуманитарных специальностей, нехватка высококвалифицированных технологов и рабочих горнодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса, учителей физики и технических дисциплин для ССУЗов и НПО) доказывают необходимость скорейшего корректирования этнических трудовых предпочтений с общественно-гуманитарных на инженерно-технические [1, с.132].  Выпускники технических факультетов СВФУ, ССУЗов и НПО республики будут в ближайшие 10-15 лет избавлены от угрозы безработицы, получат  достойную оплату за квалифицированный труд.

Практика высшей школы РС(Я) показывает, что выпускники сельских школ из непромышленных улусов – достаточно сложный контингент для  системы инженерно-  технического образования. «Сложность» объясняется не столько недостаточной физико- математической подготовкой, сколько отсутствием условий для культурной ассимиляции выпускниками национальных школ сложного мира техники, низкими адаптационными способностями к проживанию в поликультурной городской среде. В отличие от США (Аляска), Канады, Австралии, где в течение трех десятилетий последовательно реализовывались для представителей коренных национальностей более 20 программ профессионального образования, в РС(Я) действуют традиционные этнопедагогические модели трудовых предпочтений (У.А. Винокурова, Н.Д.Неустроев, Т.М.Михайлова, И.С.Портнягин, К.Д.Уткин и др.).                                                                                                                                                                                            

Мир техники и современного производства для большинства  выпускников из традиционной непромышленных улусов продолжает оставаться непонятным и недоступным. По мнению И.И .Подойницыной крайне низкая профессиональная подвижность сельских учащихся  объясняется «сплетением социальных и национальных мотивов, причем национальные играют далеко не последнюю роль». Именно сочетание технических навыков и гуманитарного творческого начала привлекает выпускников саха к тем или иным видам профессиональной деятельности (полиграфист, столяр, инспектор ТБ, телеоператор), когда не требуется особой перестройки и ломки национального характера.

 Освоение более «технизированных» профессий сдерживается (Н.С.Шкурко) двумя серьезными психологическими барьерами: ●необходимостью вхождения в иную этнокультурную среду и овладения новой системой  ценностей, чужой профессиональной культурой, которая не зафиксирована в виде четкого блока норм и правил, а передается через неофициальные каналы;● сложностями привыкания к более жесткому ритму работы, конкуренции,  к новым сложным видам техники, работе с которой не обучали в местных НПО, СПО и др. [ 2, с.36].

Законы развития региональной экономики, приоритет отдаваемый правительством РС(Я) развитию топливно-энергетического комплекса, транспорту, в т.ч. строительству железной дороги, требуют переориентации образовательных предпочтений и стереотипов трудового поведения. Поэтому хотя в пос. Черском открыт Нижнее-Колымский колледж (по типу Арктического колледжа в Форт-Смит, где обучают профессиям оленевода, охотника-траппера), молодые саха в СПТУ-16 г. Якутска,  на физическом факультете ЯГУ стали заниматься огранкой алмазов; открылся авиационный колледж, - тем не менее в  республике  среди представителей сельской молодежи предпочтение по-прежнему отдается социально-эконосмическим и гуманитарным специальностям.  

Адаптация студентов традиционно непромышленных улусов к обучению техническим специальностям - это активный процесс социального наследования ими функций и способов деятельности студенчества как особой общественной группы, профессиональных качеств специалиста при педагогическом управлении этим процессом со стороны кураторов и педагогов-предметников, осложненный интеграцией в чуждую социокультурную среду.

Опыт работы АДФ показывает, что не все студенты из северных и традиционных северных улусов могут быстро, успешно и самостоятельно включиться 'в учебный процесс и, следовательно, справиться с элементами новизны, избавиться от негативного восприятия действительности и ощутить внутреннюю мотивацию профессионального роста. Студентам, приехавшим из отдаленных северных поселений, особенно принадлежащим к коренным малочисленным народам Севера (эвены, эвенки, юкагиры) на первом курсе достаточно сложно адаптироваться к социальным условиям города, учебе в университете и проживанию в университетском общежитии. Привыкшие к жизни в малых поселениях, где каждый молодой человек на виду, находится под строгим контролем не только родных, но и всех взрослых членов туолбэ (семейно-соседской общины) в условиях города и отсутствии привычного жесткого контроля, привычного образа жизни не выдерживают испытания свободой, включающей не только свободу контроля за личным временем, но и свободу выбора профессионального развития.  Богатый выбор форм досуга и релаксации, отсутствие деятельной педагогической поддержки, которую северяне привыкли получать у каждого взрослого жителя родного поселка, неумение самостоятельно планировать учебную нагрузку и режим дня, доверчивость и эмоциональность в общении с городской молодежью часто ведут к пропускам учебных занятий, а разочарование в вузовских преподавателях, будущей профессии – к немотивированному отсеву, формальному получению образования, отсутствие заинтересованности в продолжении образования, обретению места в хулиганствующей группировке земляков.

В рамках проводимого автором диссертационного исследования эффективность процесса адаптации и формирование адаптированности у студентов младших курсов из северных улусов к  обучению и воспитанию в вузе реализуется с использованием развивающих возможностей курса по выбору «Основы моей учебной и жизненной карьеры» и создание ситуации успеха через участие в специально организованной социопрестижной деятельности. Воспитательным центром, в который входит зам.декана по ВР, кураторы, члены ПОС,  студенты-старшекурсники  из группы поддержки,  студентам из северных улусов  оказывается помощь в профессиональном самоопределении, осуществляется контроль и оценка успешности их обучения на всех этапах УВП с учетом этнических и этнорегиональных особенностей, влияющих на индивидуально-психологические свойства и личностные качества студентов, проводится воспитательная работа в студенческом общежитии и подготовка студентов из северных улусов к межкультурному взаимодействию.

Программа организации эффективного процесса адаптации студентов из северных улусов к обучению и воспитанию в вузе, включает учебную деятельность, внеучебную воспитательную деятельность, социальную защиту студентов, работу с родителями.

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» занимает на региональном рынке образовательных услуг  положение «кузницы профессиональных кадров» для Северо-Востока РФ, в т.ч. в сфере профессиональной подготовки конкурентоспособных инженерно-технических специалистов из выпускников сельской национальной школы. АВтодорожный факультет, сделавший в мае свой первый выпуск в 93 профессиональных инженера по эксплуатации авторанспорта и строительству автодорог –сможет обеспечить появление в традиционно сельских улусах представителей нового поколения сельской технической интеллигенции – «тойон-хаан киhи» (хозяев собственной судьбы), востребованных на региональном рынке труда, высококвалифицированных и общественно активных. [ 2 , с.39].  

 

Литература

1. Подойницына И.И. Этнокультурные стереотипы  трудового поведения в сфере производства (на примере Республики Саха (Якутия)). – Новосибирск: Наука, 1995. – 144 с.

2. Шкурко Н.С. Перспективный путь обновления содержания и методической работы в сфере довузовского инженерного образования в Республике Саха (Якутия)//Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения  квалификации кадров: Материалы 8-ой Всероссийской научно-практической конференции в 5 Чч./ Отв.ред. Д.Ф.Ильясов. - – Ч.4. – Челябинск: изд-во «Образование», 2007. – (330 с.) – С.36-39.*********