Барановская Ольга Михайловна,
Квасных Галина Сергеевна
Северо-Казахстанский
государственный университет им. М. Козыбаева
Янкова Татьяна Михайловна
школа-комплекс национального возрождения № 17, г. Петропавловск
Об использовании музыкальных
произведений на занятиях изобразительной деятельности с детьми
5-6-летнего возраста
Слушание
музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в
тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане
музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку,
ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в
звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с
чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.
Краски
и звуки в природе и искусстве сосуществовали всегда. Близки друг другу тембр в
музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (недаром в
музыкознании существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является
универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным
средством и музыки, и изобразительного искусства.
Цвет
- одно из самых доступных детям средств художественной выразительности. В своих
работах они активно используют разнообразные цветовые сочетания,
преимущественно ярких, чистых тонов. Такой подход сохраняется на протяжении
практически всего дошкольного детства.
Одной
из форм непосредственного отклика ребенка на музыку является детский рисунок.
Л.С. Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а
потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то,
что им владеет. Рисунок ребенка – это его рассказ, выполненный в образной
форме, которую необходимо уметь прочитать.
В
результате взаимодействия музыки и живописи в процессе музыкального восприятия
происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми
изобразительных задач. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь
музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение
музыки в рисунках детей чаще всего передается с помощью колорита, цвета;
громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности
движения.
Музыкальное
произведение только тогда обогащает детское изобразительное творчество, когда
дети способны выделить выразительные средства музыки.
Сопоставление
произведений музыкального и изобразительного искусства является наиболее
обоснованным при опоре на ассоциативно-образную связь, семантическое родство
этих видов искусства. В живописи цвет должен «звучать», быть разнообразным и
богатым, подобно звукам музыки. Так, если небо изобразить одним цветом,
например, синим, то это будет напоминать звучание одной ноты; но если добавить
в синюю немного белой краски, небо перестает быть «однозвучным». Разную
интенсивность цвета в рисунке можно сопоставить с усилением динамики в
музыкальном произведении.
Так
же как и физические свойства материального мира, в звуке и цвете закодированы
различные типы движения (бег, шаг, кружение, парение), темп движения (быстро,
медленно, умеренно) и, конечно, эмоции (отчаяние, радость, восторг, нежность,
сомнение).
Опора
на психофизиологический компонент искусства на начальном этапе занятий
изобразительной деятельностью с детьми 5-6 лет представляется нам обоснованной
в первую очередь потому, что дети приобретают свои знания через тесный контакт
с материальным миром. Именно в этом возрасте для них не представляет труда
спроецировать чувственный опыт на звук, цвет, линию или форму, проявить себя на
всех уровнях восприятия художественного текста – от единичного звука или
цветового пятна до жанра и стиля.
Целью
интегрированных занятий, включающих объединение слушания музыки с творческим
рисованием, является воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений,
переживаний, связанных с прослушанной музыкой. Чем глубже и тоньше чувствует
музыку ребенок, тем интереснее и многоцветнее его рисунок. К рисованию можно
приступать только тогда, когда дети хорошо знают музыкальное произведение,
глубоко прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные
впечатления.
Музыка,
воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается детьми, они
радостно на нее откликаются. Рисунки детей показывают высокий уровень
музыкального восприятия, воображения и эстетического развития в целом, дают им
возможность яркого творческого самовыражения.
Литература:
1. Кудрявцев В. Феномен
детской креативности // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3.
2. Поддъяков Н.Н.
Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков, Научно-исследовательский институт
дошкольного воспитания. – М.: Педагогика, 1977.
3. Сидорчук Т. Развитие творческого
воображения методами ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 3.
4. Радынова О. Слушание музыки // Дошкольное
воспитание. – 1987. – № 3.
5. Новоселова С.Л.
Генетически ранние формы мышления: Учебно-методическое пособие. – М.: Модэк,
2002. – 320 с.
6. Басина Н.Э. Цвет. Звук. Материал:
программа развивающих занятий для дошкольников и младших школьников. – М.:
Чистые пруды, 2006. – 32 с.