«Философия»/5. Философия
религии
К.ф.н. Буров А.В.
Нижегородский государственный педагогический
университет, Россия
«Отлучение» Л.Н.Толстого от Церкви. Проявление реакции
или акт вынужденной защиты?
1. В научной литературе вот уже более ста лет не утихают споры о правомерности «Определения Святейшего Синода от 20-23 февраля 1901г. №557 с посланием верным чадам Православным Греко-Российской Церкви о графе Льве Толстом», которое юридически закрепило факт отлучения от Русской православной церкви известного писателя. Спектр мнений в этом вопросе достаточно четко очерчен: те, кто говорит о несомненной «реакционности» данного документа и те, кто считает документ, если не благом, то актом закономерным, «свидетельством лишь существующего факта». Решающую роль в опубликовании этого документа сыграл известный православный консервативный мыслитель, публицист, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. Его личность незаурядна и вызывает неоднозначные оценки, как в бытность его государственным чиновником царской России, в советский период и в настоящее время. По мнению исследователя Н.А.Рабкиной, К.П. Победоносцев «с трудом переносил громадную славу и общественный авторитет Толстого…и, начав с восстановления против него императорской семьи, с запрета публикаций его сочинений, он кончил инсценировкой отлучения его от церкви…». Кроме того, «…его (Победоносцева – А.Б.) могли раздражать аналогии романа… «Анна Каренина»… - между им самим и старым Карениным, его супругой и Анной…». Следуя логике исследователя Н.А.Рабкиной, между К.П.Победоносцевым и Л.Н.Толстым существовал фактор личной неприязни. Однако, все не так однозначно.
2. Протоиерей Георгий (Флоровский) в своем
фундаментальном труде «Пути русского богословия», оценивает подоплеку интереса
к философско-религиозному течению
«богоискательство», который произошел в 70-х годах XIX века, как ответ в низах и верхах на
Земельную реформу, проводимую в царствование Александра II. И, конечно, по мнению мыслителя, «в такой
исторической обстановке религиозный кризис и «обращение» Л.Н.Толстого в конце
70х годов перестает казаться обособленным и единичным эпизодом». Но
стоит ли перерождение православного христианина Л.Н.Толстого в отступника
связывать только лишь с социально-экономическими изменениями тогдашнего российского
общества? По нашему мнению, это не так. По свидетельству того же Г.Флоровского, мировоззрение графа,
как человека - «нехристианина» сформировалось, видимо, еще в юношеские годы,
когда, по признанию самого графа, Руссо
был его учителем с 15-летнего возраста, и в юности он носил его портрет на
груди вместо нательного креста. По
словам самого писателя: «…пришла мне мысль написать материалистическое
евангелие, жизнь Христа-материалиста…».
3. Разбирая
воззрения Л.Н.Толстого, становится яснее картина его отхода от Православия. В
интерпретации понятия «закон» у него исчезает само добро, как таковое. «Делай
не доброе, но законное. Это одно удовлетворяет. Это одно нужно, и важно, и
радостно», говорит он. И Бог для мыслителя не столько Отец, сколько Хозяин, а
человек у него теряет эманацию его подобия, он всего лишь работник. Через все
его произведения проходит обличительная откровенность, и тревога. А призыв к
покаянию, звучит как вопль совести. Однако, по мнению Г.Флоровского, «Толстой
не умеет объяснить происхождение этой жизненной нечистоты и неправды». Он как
будто не замечает «всей радикальности эмпирического зла». Его сети он пытается
свести лишь к непониманию или безрассудству, называя это «глупостью», «обманом»,
или «злонамеренностью». Л.Н.Толстой знает о скверне в человеке, и говорит о ней
с брезгливостью, но без характерного для осуждения чувства греха. А стыд еще не
раскаяние. Обращает на себя внимание
несоответствие между «максимализмом социально-этических обличений и отрицаний» писателя
и «крайней бедностью его положительного нравственного учения». Мораль для него
- здравый смысл и житейское благоразумие. «Христос учит нас именно тому, как
нам избавиться от наших несчастий и жить счастливо». К этому он сводит весь
смысл Евангельского Благовеста.
Основное противоречие мыслителя видится в
том, что жизненная неправда преодолевается отказом от деятельного решения стоящих
перед человеком проблем в его
повседневной жизни, осознания и задействования механизмов избавления от
греховности. Душевные нечистоты, по Л.Н.Толстому, можно выплеснуть, показать, констатировать,
но не бороться с ними. Морализм у него оборачивается, по словам Г. Флоровского,
«историческим нигилизмом». Возможно, именно в этом психологический корень его
религиозного отступничества. Он отверг Церковь, поскольку отрицал человека. Видимо,
его религия - здравый смысл. М. Горький, сумел за этим «злейшим нигилизмом»
распознать и различить «бесконечное, ничем не устранимое отчаяние и
одиночество…» Течение жизни для него только игра. В этой игре нет героев и
вообще, действующих лиц. Один продолжительный сон разума, рождающий чудовищ.
Фантасмагорическая маска настоящей жизни.
Учение Л.Н.Толстого «сухое, рассудочное, рационалистическое. Это религия не
души, а силлогизмов». В его взглядах ряд исследователей видели суррогат
религии, годный лишь «для группы образованных сектантов».
4. «В своем вероучении Л.Н.Толстой, пишет
мыслитель С.Н. Булгаков, несомненно, отпал от церкви (причем одинаково и от
православия и от католичества, и даже от ортодоксального протестантизма)…
Собственно его религиозное мировоззрение…также трудно назвать христианским». Не
удивительно, что сформулированное им взяли на вооружение ряд сект, например
молокане, духоборы и штунбаптисты. По мнению известного церковного
исследователя С.В. Булгакова, Л.Н. Толстой, якобы на основе пяти Евангельских
заповедей: «не противься злу или злому», «не прелюбодействуй», «не клянись»,
«не судись», «не воюй», отвергает клятву, присягу, суд, всякую власть и
собственность всякого рода». Все существующие правительства, он считает сложным
освященным преданием и обычаем, учреждением для совершения с помощью насилия
безнаказанно самых ужасных преступлений, убийств, грабежей, разврата и эксплуатации
народа имущими и власть предержащими. Он отвергает отечество и любовь к нему,
верность. Любовь к отечеству или патриотизм, «есть чувство не естественное,
грубое, постыдное, неразумное, вредное,…корыстное и безнравственное». Идея
патриотизма, заявляет граф, лежит в основе государственности, и потому «чувство
патриотизма должно быть подавлено и уничтожаемо…Он является средством обмана
народа со стороны императоров, духовенства, писателей, …чтобы жить трудом
народа, а для него…патриотизм есть рабское подчинение себя тем, кто во власти,
…отречение от человеческого достоинства разума и совести». Защиту Родины от
врагов и войну, он считал преступлением и приравнивал к простому «разбою,
убийству». Совершенно определенного мнения о доктрине мыслителя был известный
русский консервативный философ К.Н. Леонтьев. По его словам, «евангелие
Толстого» - «преступный и пошлый бред зазнавшегося и избалованного человека,
который…, видимо, верит в какую-то святость собственных наклонностей и мыслей и
повинуется им слепо». «…Он – преступник, резюмирует К.Н. Леонтьев, по тому одному,
что приставая ко всем с «любовью» (которой у него самого очень мало), сам разрушает
старую и весьма утешительную веру в сердцах людей шатких, молодых, неразвитых…».
По мнению С.В. Булгакова, «вера» Л.Н.Толстого «странная смесь всех заблуждений,
идущих к нам с Запада и воспринятых им в течение жизни, а именно: рационализма,
пантеизма, буддизма, космополитизма…».
5. Таким
образом, «социально-критические и социально-этические идеи писателя-философа,
занимавшие главенствующее место в его учении, были направлены против всех
исторически сложившихся форм общественной жизни и, тем самым, против
правительства и государства». Однако, «Определение»
Святейшего Синода было подготовлено не относительно противогосударственных
взглядов графа, как это представляли и представляют некоторые публицисты и исследователи,
а исключительно, вследствие того, что Л.Н.Толстой добровольно порвал всякие
канонические отношения с Православной церковью. Ряд иерархов РПЦ (в частности,
митрополит Антоний (Храповицкий)), неоднократно обращались к мыслителю с увещеваниями, вернутся к православию.
Однако все было безрезультатно. 20-22
февраля 1901 года Святейший Синод
обратился с «Посланием верным чадам Православной Грекороссийской Церкви о графе
Льве Толстом». В тексте «Послания», говорилось об отступлении графа от Православия, который «посвятил свою литературную деятельность и данный ему от
Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на
истребление в умах и сердцах людей веры отеческой…». Тем не менее, констатируя антиправославную
жизнь графа, Церковь возносила молитву к «вразумлению графа», который, хотя и «сознательно
и намеренно сам отторг себя от общения с Церковью», может вернуться в ее лоно. По
мнению богослова А.Кураева, «перед нами – просто горькое признание,
печалующаяся констатация свершившегося факта происшедшего отделения. Считал ли
Лев Толстой свою веру тождественной вере Православной Церкви? – Нет. Что же
странного в том, что со стороны Церкви последовало взаимное, ответное
признание: «он вышел от нас, он перестал быть нашим»?
6. Все ждали ответа самого мыслителя, он последовал 4
апреля 1901г. и был опубликован в «Миссионерском обозрении»: «…Учение Церкви
есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых
грубых суеверий и колдовства…Я действительно отрекся от Церкви, перестал
исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я
буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело
убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв…». По прошествии
восьми лет, после одной из бесед с архиепископом Тульским Парфением 22 января
1909г., Л.Н. Толстой записал: «…возвратиться к Церкви, причаститься перед
смертью я также не могу, как не могу перед смертью говорить похабные слова или
смотреть похабные картинки и потому все, что будут говорить о моем предсмертном
покаянии и причащении, - ложь…». Таким образом, Определение Святейшего Синода в
отношении писателя-философа Льва Толстого, являет собой акт защиты самой Русской
Православной Церкви от противоцерковного учения и исполняет, по сути, желание
самого графа разорвать с ней общение. В
его учении не было место Христу. И разве не справедливы, и как нельзя, уместны,
грозные слова Апостола Павла: «Кто не
любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа» (1 Кор. 16, 22).
Литература:
1.
Анафема. /Сост.
П. Паламарчук/ М., 1999.
2.
Боханов А.Н.
Сумерки монархии. М., 1993.
3.
Боханов А.Н.
Император Александр III.
М., 1998.
4.
Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковного
служителя» в 2-х томах. Репринт. Т.2 М., 1993.
5.
Булгаков С.Н. Тихие
думы. М., 1996.
6.
Избранные письма
Константина Леонтьева. 1854-1891гг. СПб.,1993.
7.
История России
в портретах. В 2-х томах. Т.1. Смоленск. 1997.
8.
Кураев А., (диакон) Все ли равно, как верить? Клин,
1994.
9.
Ольденбург С.С.
Царствование Императора Николая II
в 2-х томах. Т.1. М., 1991.
10.
Патриарх Тихон
и История Русской Смуты/составитель Губонин М.Е. СПб., 1994.
11.
Пешков А.М.
«Кто разоряет, мал во Царствии Христовом»/Победоносцев К.П. Сочинения. М., 1996.
12.
Письма К.П. Победоносцева
Александру III. 1881-1894./К.П.
Победоносцев. Великая ложь нашего времени. М., 1993.
13.
К.П. Победоносцев: PRO ET CONTRA.
Антология (сборник). СПб., 1996.
14.
Полная
православно-догматическая богословская энциклопедия в 2-х т.Т.2 //Под ред.
Лопухина М.Н. Репринт. М., 1993.
15.
Рабкина Н.А.
«Константин Петрович Победоносцев»//«Вопросы Истории», 1995. №2.
16.
Русское
православие: вехи истории/научн. ред. А.И. Клибанов. М., 1989.
17.
Смолич И.К.. История Русской Церкви
1700-1917гг., Т.8 часть 1, 2/История Русской
Церкви в девяти томах (11 книг). М., 1994-1997.
18.
Солоневич И.Л.
Народная монархия. Минск, 1998.
19.
Флоровский
Георгий, Протоиерей. Пути русского богословия. Киев, 1991.