Конфуцианство как национально-государственная религия Китая

Беленькова Д.В.., доцент,

Ханиев Э.Х.,  студент

Актуальность исследования. Древние цивилизации не перестают нас поражать своей уникальностью и самобытностью. И среди них заслуженное место занимает древнекитайская культура. Духовной основой цивилизации Древнего Китая является конфуцианство, которое, по признанию многих историков, была её “кровью и плотью”. И по сей день, конфуцианство является национально-государственной религией Китая. И мы в своем научном докладе решили сконцентрировать ваше внимание на его роли в формировании не только духовного облика и  менталитета китайского этноса, но и на его влиянии в становлении древнекитайской культуры.

Цели и задачи. Показать на убедительных примерах общественную значимость конфуцианства как национальной религии Китая, как морально-этического учения, контролирующего социальную этику и административную практику. Очевидная популярность конфуцианства в жизни современного Китая. Тем более восточный тип общества, к которому относится Китай, традиционен в отличие от динамичных западных государств.

Конфуцианство как национально-государственная религия Китая

Конфу́ций (Кун-Цзы, реже. 551 до н. э., Цюйфу - 479 до н. э.) - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника Шу Лянхэ и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай. Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа - всё это вызывало резкую критику ревнителей старины. Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун,) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

                        Пять постоянств «праведного человека».

«Жэнь» — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как «Ли» следует из «И», так «И» следует из «Жэнь». Следовать «Жэнь» значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём «Жень» тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства «Жэнь» стало Дерево. «И» — «правда», «справедливость». Хотя следование «Ли» из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует «Ли» так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество «Жэнь» и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет «И», а низкий — выгоду». Добродетель «И» впоследствии была увязана с Металлом. «Ли» — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле «Ли» — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». Под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма. «Чжи» — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество «И», предупреждая упрямство. «Чжи» противостоит глупости. «Чжи» в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды. «Синь» - искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает «Ли», предупреждая лицемерие. «Синь» соответствует элемент Земли. Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

                                                Заключение

Крушение древних устоев семейно-классового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – всё это вызывало резкую критику ревнителей старины. Объективная обстановка побуждала их выступать с новыми идеями, которые можно было бы противопоставить царившему хаосу. Однако для того, чтобы это отрицание современности имело моральное право на существование и приобрело необходимую социальную силу, оно должно было опираться на признанный авторитет. Конфуций нашёл такой авторитет в полулегендарных образцах глубокой древности. Стремление опираться на древние традиции и тем самым воздействовать на современников в желаемом направлении знакомо истории всех обществ, это своего рода общесоциологическая закономерность. Однако особенностью конфуцианства было то, что в его рамках это естественное стремление было гипертрофировано и со временем превратилась, чуть ли не в самоцель, загоняя человека в жёсткие рамки, лишая его возможности к самовыражению, превращая его в «автомата», подчинённого общей системе.

 

                                              Библиография.

1) “Древнекитайская философия”    т. 1, 2    М.-1972г.

2) Алексеев В. М. “Китайская литература (Избранные труды)” М.-1978г.

3) Переломов Л.С.  “Конфуций: жизнь, учение, судьба”М.-1989г.

4) “Конфуций. Изречения” Изд-во МГУ   М.-1992г.