Музыка
и жизнь / Музыковедение
К.п.н. Самохина Н.Н.
Луганский национальный университет
имени Тараса Шевченко
Генезис китайской музыкальной культуры
В условиях интенсивно
развивающихся и крепнущих межгосударственных связей Украины и КНР знание
истории китайского искусства и его шедевров приобретает особое значение. Они
становятся крайне необходимыми как специалистам, занимающимся фундаментальными
проблемами истории мировой художественной культуры, так и работникам самых
различных профессий.
Интерес к удивительному художественному
творчеству китайского народа, обусловленный не только геополитическими
факторами, но и потребностями национальной духовной культуры, стал пробуждаться
в нашей стране ещё со времён Петровской эпохи. В последнее время знания китайской культуры приобретают всё
более насущный прикладной характер.
Китайская литература,
посвящённая древней музыкальной культуре, необычайно богата. Список
музыковедческих работ, исторических исследований и музыкально-акустических
трактатов очень велик и охватывает имена сотен китайских учёных, живших в самые
отдалённые времена. Древней китайской музыке посвящено немало работ и
европейских исследователей; однако лишь немногие из них представляют научную
ценность.
Среди китайских
исследователей, работы которых переведены на русский язык, следует выделить Ван
Цзычу, Ло Шии, Сю Хайлинь и др. В отечественном искусствознании проблема
китайской музыкальной культуры разрабатывалась такими корифеями отечественной
науки, как И.Алендер, Н.Алябьева, Н.Виноградова, О.Глухарева, М.Кравцова,
М.Кряков, Л.Переломов, М.Софронов, В.Сычёв, С.Фицджеральд, В.Холопова.,
Н.Чебоксаров и др.
Актуальность вопроса
происхождения и развития Китайской музыкальной культуры обусловила обращение к
заявленной проблеме, тезисное решение которой представлено в данной работе. Её цель - исследовать генезис китайского
музыкального искусства.
Музыкальное искусство
Китая на протяжении многих веков являло собой единый музыкальный комплекс,
обозначаемый в оригинальной терминологии как «музыка – юэ» и объединявший в
себе все виды музыкального искусства – музицирование, пение и танец.
Определяющим элементом данного комплекса являлось именно музицирование, также
определяемое как «юэ», что и позволило нам ограничиться при рассмотрении
китайского музыкального творчества только этой его традицией.
Возникновение китайского
музыкального искусства (включая изобретение основных инструментов и появление
музыкально-песенных произведений) возводится к предельно архаическим временам и
связывается с божественными персонажами. Как утверждают исследователи,
родоначальником музыкального искусства в Китае является божественный государь,
тотемный предок иньцев Ди-ку
(Цзюнь) [ 2 ].
В роли основоположника
местного музыкального искусства фигурирует и персонаж по имени Куй, который посредством
исполнения музыкальных произведений, сумел привести весь мир к гармонии и
процветанию.
В рамках неолитической
эпохи зарождаются и первые музыкальные инструменты: керамические свистульки
(предшественники популярнейшего впоследствии китайского музыкального
инструмента – свирели – шао) и керамические барабаны разной конфигурации с
обязательным художественным оформлением в виде росписей и налепов.
Заключительная стадия
формирования древнекитайской музыкальной культуры приходится на период Борющихся
царств и первую половину Хань, когда, во-первых, окончательно проявили себя все
особенности интонационного строя местной музыки. Во-вторых, сложился базовый
инструментальный фонд. В-третьих, возникли музыковедческие идеи и теории,
объясняющие природу музыкального творчества, его сущность и общественнозначимые
функции. Следует отметить, что именно в
этот период были предприняты первые шаги по организации музыкального искусства
как элемента системы государственности.
Важнейшим событием для музыкальной жизни страны стала организация Палаты Юэфу, сотрудники которой занимались, помимо сбора и обработки песенного фольклора, созда