Философия / 1. Философия культуры
Зайцева
М.Л.
Государственное образовательное учреждение
Московский дом научно-технического и художественного
творчества
обучающихся и студентов профессионального образования
Эстетическое восприятие, реализуемое
в феномене
синестезии: исторический и
внеисторический подходы
Одной из
важнейших проблем философии была и остается проблема метода. Выбор подхода к
изучению предмета, в первую очередь, обусловлен для исследователя самим
представлением о том, что есть этот предмет: исторический ли «персонаж»,
метафизическая ли сущность, или что-либо другое. Например, синестезия, представляющая основной
интерес нашего исследования, может рассматриваться как с точки зрения эстетики,
так и с точки зрения истории, культурологии, психологии, искусствознания. Между
тем существует опасность терминологической размытости, которую можно избежать
корректностью дисциплинарного подхода, предполагающего рассмотрение синестезии
как предмета эстетики, психологии, искусствознания.
Сложностью изучения синестезии как формы восприятия и художественного мышления
является ассоциативный характер явления, однако ассоциативный характер
проявления чувственного содержит широкий спектр поддающихся изучению универсальных
свойств человеческой психики и мышления.
В ходе
нашего исследования выявлены константные качества в синестезии, позволяющие
определить синестезию в качестве системного свойства эстетического восприятия. Синестезия,
являющаяся системным свойством эстетического восприятия, обладает, на наш
взгляд, следующими особенностями:
-
синестезия представляет собой реализацию идеи синтеза сенсорных возможностей
человека; восприятие должно иметь некую априорную установку на изначальную
целостность;
- синестезия
проявляется не только в процессе эстетического восприятия, но и в акте
познания, являясь важным дополнением к иным формам познания;
- синестезия исторична, это качество проявляется в обусловленности
изменения синестетических концепций сменой социо-культурных парадигм. Идеи
целостного восприятия могут оформляться в синестетические концепции, т.е. обладать
исторически обусловленной логикой, структурой.
Если понимать историю как некую соотнесенность прошедшего
положения вещей с настоящим, при непременном наличии фактора развития, то исследователей интересовало, существует ли эта
преемственность, важна ли она для научных изысканий и имеет ли место развитие.
Представление
о целостном эстетическом восприятии, реализуемом в феномене синестезии, станет
полнее, если к внеисторическому подходу прибавить классический исторический.
При этом исследователю предоставляется возможность наблюдать объект в его
константности, трансцендентности, с одной стороны, и в его связи с другими
предметами, с другой стороны.
На основе этого подхода и, исходя из предположения о существовании
не только текстуального и контекстуального единства понятия, но и исторического,
предпринимается попытка построения некоей характеристической картины феномена,
претендующей как на нахождение его определения, так и на его описание.
Наиболее активно апеллирует к синестетическому восприятию
такая форма проявления синестезии в искусстве, как синтез искусств. Воплощаясь
в театральных жанрах, в садово-парковом искусстве, в синтезе
архитектурно-пластических форм модерна и т.д., синтез искусств обращен к
межчувственному восприятию и только с его помощью можно постичь полноту
художественного замысла. Взаимодействие и синтез искусств принадлежат к числу
наиболее ярких проявлений культуры. Сущность этого феномена состоит в стремлении
мастеров различных видов искусства создать сложную, целостную структуру,
способную полнее выразить обобщающий образ эпохи, ее миропонимание.
Сопоставительный анализ европейского и русского вариантов
философско-эстетических концепций синтеза искусств рубежа XIX-XX веков
позволяет выявить зависимость синестетических концепций от социокультурного
контекста, подтверждает плодотворность исследования синестетических концепций на
основе
принципа топологическо-исторического обоснования специфики разных этапов
развития культуры.
Н. Федоров много внимания уделял проблемам немецкой
эстетики, обратившейся в лице философов А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, композитора
Р. Вагнера к проблемам синтеза искусств. Музыкальной драме Вагнера, впитавшей в
себя темное, дионисийское начало (именно его Ф. Ницше усматривал в основе
бытия), и в наиболее ярком своем проявлении – тетралогии «Кольцо Нибелунгов» –
изобразившей гибель богов и героев, крушение мироздания, Н. Федоров
противопоставляет иной, созидательный синтез искусств – Храм. Трагедии, высшая
задача которой, по словам Ф. Ницше, «как одно целое пойти навстречу предстоящей
гибели с трагическим умонастоением», Н. Федоров противопоставляет литургию,
понимаемую как дело всеобщего спасения.
Н. Федоров неоднократно указывал на то, что
литургический синтез искусств более последователен, целостен и гармоничен.
Синтез построен на единстве церковного зодчества, росписи, ваяния, вокального и
словесного искусства. Он может быть обретен только тогда, когда искусство в
союзе с наукой станет на путь богочеловеческого,
воскресительного дела, реального миростроительства.
В этом случае храмовое, литургическое действо охватит всю вселенную. По
убеждению П. Флоренского, в храме и храмовой службе заключена предельная полнота синтеза
искусств.
Таким
образом, изучение
истории развития синестетических тенденций в искусстве позволяет теоретическим
концепциям обрести историко-культурную определенность и подвергнуть их
предметно-аналитическому исследованию. Анализ синестетических тенденций в культурах разных эпох позволит
более полно увидеть картину философских, эстетических воззрений в их различных
хронологических срезах. Это способствует выявлению логики в историческом
процессе смены собственно эстетических концепций, обусловленных и эволюцией
философской мысли, и развитием социально-экономической жизни.