Кадырова С.А.
к.и.н.доц.
кафедры истории
Дагестана
ДГПУ
Социальные
отношения и политическое устройство
терско-сулакских
кумыков.
Как
известно, кумыки на сегодняшний день являются самым крупным тюркоязычным
народом Северного Кавказа и Дагестана.
Они подразделяются на кумыков республики Дагестан и
терских кумыков, носителей одного из наиболее архаичных диалектов своего языка,
представленных на Северо-Восточном Кавказе- в притеречной зоне республики
Северная Осетия-Алания, Ингушетия и Чеченской Республики. [1]
Кумыки- один из коренных народов Дагестана. Этноним
«Кумыки»
упоминается К. Птолемеем (II в. н.э.), Кошгарским (XI в.), Карпини (XIII в.) и др. В
различные исторические периоды предки кумыков, очевидно, входили в
государственные объединения гуннов, совиров, барсилов, бум ар, хазар, кыпчаков
и др.
Истории кумыков посвящен ряд исследований, в которых
авторы пытаются воссоздать реальную историю народа. Но в каждой работе
чувствуется отпечаток времени, в котором они создавались, или идеологических
предубеждений, мешающих подойти к историческому материалу объективно и
непредвзято.
Другой недостаток- нехватка фактов и литературных
источников, что наблюдается в первых работах по истории кумыков. Но это не
означает, что такие работы малоценны, наоборот, они относительно времени своего
создания являлись шагом вперед, представляя и сейчас большую ценность в
качестве источников для исследования. Если раньше больше внимания уделялось,
рассмотрению истории больших, глобальных проблем народов, стран, континентов,
то теперь есть возможность и объективная необходимость изучать и исследовать
глубоко и всесторонне историю отдельных сел и городов, отдельных районов, малых
народов, из которых, в сущности, и состоит всеобщая история человечества.
Истории предков посвящено много ценнейших научных
трудов различного характера, но они в основном о дагестанских кумыках и только
в некоторых отчасти упоминаются терские кумыки. Это происходит по той причине,
что терские кумыки на протяжении многих веков были административно отгорожены
от основной части кумыкского этноса, и не могли иметь с ними прямых и тесных
связей в силу сложившихся исторических условий.
В XIII в. терско-кумские кумыки входили в состав
Большой Орды, дагестанские кумыки в состав Малой Орды. Потом в 1785 г. по
Пянджимскому трактату терские кумыки оказались в сфере влияния России, а в 1860
г после завершения Кавказской войны, были отнесены к Терской области.
В последнее время мы стали свидетелями большого и
устойчивого интереса к истории. Понятие «воспитание историей» прочно вошло в
нашу общественную жизнь.
История каждого народа включает пройденные им этапы
социально-экономического, политического и культурного развития.
«История народа - это зеркало, где в полном объеме
показывается все, что было и что есть у народа: его слабости и величие,
настоящая жизнь и его таланты». З.Батырмурзаев [2]Все
перечислить невозможно, так как
их было очень много. Царскне нойона
много раз разрушали их, но не смогли привести в повиновение. А князья
Бековичи-Черкасские истинные хозяева этих мест, не сумев противостоять агрессии,
заключили соглашение с царем Иваном Грозным и уехали в XVI в. в Москву на
царскую службу. Лишь в 1824 году они вернулись в город Кизляр, то есть в бывшее
село Абсияхкент, которое в 1722 году указом Петра 1 был переименован в г.
Кизляр в честь погибшего в Хиве князя Александра Бековича- Черкасского из села
Кизляр. Он был преданным другом, генералом царя. И выполнял самые ответственные
приказы царя Петра I. Он происходил из рода беков-биев, то есть князей,
выходцев из села Кизляр Моздокского района. Поэтому и переименовали этот
населенный пункт в Кизляр.
Из этого приграничного городка Кизляр
Бековичи-Черкасские перебрались в с. Кизляр, после того как генерал Ермолов -
наместник царя на Кавказе в 1824 г. своим указом вернул князям их земли в 100
тысяч десятин, то есть около 150 тысяч гектаров. Вместе с князьями прибыло в
Кизляр 70 дворов узденей и крепостных, большинство из которых князь поселил в
Малгобеке, обосновав там село Верхние Бековичи. Там эти люди князей пасли
княжеский скот, овец, косили сено, выполняли другие сельскохозяйственные
работы. И в основном противостояли набегам чеченцев и ингушей на владения князя
Бековича-Черкасского.
А остальные люди этих кумыкских сел считали себя
свободными крестьянами, хотя во всем подчинялись своим князям и почитали их.
Все общественные проблемы они решали на сходах жамаата и последнее решающее
слово оставляли за князем. В селе у князей было свое имение, а на кладбище села
им отводили специальное место для захоронения, так как часть их были крещенными
и некоторые из них исполняли христианские обряды. Но другие придерживались
мусульманства. Таких после их смерти хоронили там же, только на мусульманской
стороне сельского кладбища.
Состоятельные
крестьяне набирали платных
работников для выполнения
сельхозработ, уходя за скотом и для работы по дому. Рабы (къул) были только у
князей Бековичей-Черкасских. Отсюда классовое расслоение у терско-кумских
кумыков было такое: беки-бии - князья, уздени, рабы (къулы) и свободные
крестьяне, сюда же можно отнести и батраков, которые были свободны, но по найму
работали у различных людей сезонно или постоянно. Часто терско-кмские крестьяне
занимались извозом, на своих арбах везли грузы в разные места и жили за счет
этих доходов. Этим они занимались вплоть до середины 30-х годов. Все это и
определяло социальное расслоение общества терско-кумских кумыков. [3]
В архивных документах говорится: «Комиссия находит
более полезным поселить с кумыками аула Бековичи 310 дворов очень просят Вашей
помощи, чтобы их поселили на место Пшекау (Бештау, Борансув, современное
название Предгорное) с тем, чтобы половину частными отрезами в горах, и если
возможно то балку Борансув. Главное средство их к жизни составляет в перевозке
провианта из Моздока, а именно, не имеющих быков, в поденной работе в Моздок,
следовательно, главная цель их - быть ближе к Моздоку и вместе иметь хотя бы
половину земли удобной для хлебопашества и сенокоса. В бедности кумыки сами
убедились, и потому смею утверждать Вас описанием их крайне дурного положения,
и это то положение боязно отдаления от Моздока и не уверенности в отмежевании
им земель в горах, довела их до желания купить у князей Бековичей-Черкасских
частным образом занимаемой аулом на протяжении 1,5 (полторы) версты по р. Тереку в ширину до самой границы, с тем чтобы там
подъему землю отрезать от той границы по направлению к Борансув с прирезкой, когда
они будут совершенно удовлетворены». (Рапорт №183. нач-у Малой Кабарды Его
сиятельству Эристову Хорунжего Турчиева, 1846-1 $47 г.г. И далее: «Эти 1000
десятин, купленные у князей Бековичей-Черкасских, могли удовлетворить жителей
Верхних Бековичей, но никак не могли
удовлетворить жителей села Кизляр, гак как там в то время проживало 1000-1500
дворов по 7-10 человек в семье. Поэтому было решено: «Из земель князей
Бековичей-Черкасских забрали для аула 2270 десятин, а для частного пользования
3950 десятин. Всего 622 десятин. Еще было продано в распоряжение села Кизляр
6570 десятин из казенной земли, купленной у князей Бековичей-Черкасских и 1220
десятин из территории малокабардинских участков. Это для тех военных, которые
показали себя, как вознаграждение». Итого 1410 десятин земли, кроме тех 1000
десятин, которые куплены у князей кумыками в Верхних Бековичах.
Кроме того, по решению: «Комиссии по
правам личным поземельным туземного населения Терской области: в дополнении
своем от 22 апреля № 203 комиссия предоставляет при этом нарезке участка для
князей Бековичей в 300 десятин и вместе с оным местности для поселения жителей
княжеского аула. Участок от Межи Магометановский до участка Бековичи Верхние
оставить свободным, участок в две версты по Тереку или же участок Бековичей
взять прямо от Межи Магометановский, как того требует майор Артемьев. Точно также
от участка Бековичей с западной стороны к участку вновь предполагаемого аула
(На место Пшекау - Бештау-Борансув) (Предгорное- современное) оставить
свободным участок в 2 версты для удобнейшего пользования Тереком».
Уздени
- непосредственно подчинены князьям и имеют авторитет у населения;
Къулы
- рабы, непосредственно подчинены
князьям и часть их
узденям. Но их очень мало, можно сказать - единичные случаи;
Вольноотпущенники
— они свободны и слились со свободным
населением. Их тоже мало.
Чагъары
- чагары - свободные крестьяне,
некогда служившие
князьям и обретшие самостоятельность;
Свободные
крестьяне
Казаки
- прослойка свободных воинов,
служивших князьям не
ради богатства и денег, а ради славы и геройства, честь и воинскую
доблесть они ставили выше всего. В
оскорбление своего имени и
достоинства казак расправлялся и с самим князем. Пока не
трогали его честь, казак верой и правдой служил князю. Он никогда
не гнался за богатством. Выше всех благ, богатств - казак считал
свои военные успехи, свою доблесть и
честь. Потом жизненные
условия и колониальный гнет слил казаков с простолюдинами. Но
в жизни среди кумыков характер казацких родов ярко
проявляется и до сих пор. Понятие
чести, достоинства, верности
славу и уважение старшим, почитание женщины и любви к ней у
таких людей стоит на первом месте.
Всем этим и определяется их жизненный
уклад до сегодняшнего дня.
Приблизительно в таком ракурсе можно
рассматривать социальное и классовое расслоение общества у терско-кумских кумыков.