Философия / 1. Философия культуры
Зайцева
М.Л.
Государственное образовательное учреждение
Московский дом научно-технического и художественного
творчества
обучающихся и студентов профессионального образования
Синестезия и онтология творчества: реконструкция
архаических моделей мышления в
искусстве авангарда
Художественное
сознание XX века спровоцировало глобальные художественно-эстетические
метаморфозы. Важным слагаемым для многих экспериментов искусства XX века
становится поиск новых оснований художественного творчества, новых координат и
смыслов существования искусства. Сама реализация этих опытов не всегда может
вызывать сочувствие, тем не менее понять процесс трансформации привычного
облика искусства с точки зрения тех смыслов, которые за ним стоят, представляется
важной задачей для эстетики.
Авангард открывает эпоху радикальных изменений
традиционного контура мира искусства.
Особый
интерес нашего исследования представляют новации в эстетике и художественной
практике русского авангарда, связанные с разработкой
новых механизмов эстетического восприятия и художественного мышления. Проблема восприятия стоит в центре
эстетических исканий всего XX века: общая направленность эстетической
деятельности в значительной степени смещается с объекта на адресата. В поле
творческой рефлексии входит диалогическая (коммуникативная) природа
художественного творчества. Автор отныне осознается прежде всего как
организатор коммуникативного процесса. Неслучайно
одной из знаковых фигур для искусства XX века становится фигура режиссера. Эффективность воздействия становится
главенствующим критерием художественности.
Формирование эстетики адресованности в авангарде происходит на
фоне идей преодоления узости сенсорных способностей человека. Деятелями авангарда
разрабатываются механизмы расширения возможностей восприятия человека, без
которых основные задачи, возложенные на «искусство будущего», представляются
невыполнимыми. Именно такой установкой на формирование нового типа человека, обладающего уникальными
способностями ощущать и познавать мир в его целостности обусловлена
актуализация идей синестезии в авангардных проектах «искусства будущего».
Наше исследование направлял интерес к выявлению
векторов развития идей синестезии в русском авангарде. Здесь обнуруживается
полифонизм смыслов, стоящих за идеями синестезии, поэтому основное внимание
было уделено тем направлениям авангардного искусства, которые смогли
сформулировать единую, консолидирующие разрозненные поиски, программу. Такими
целостными художественными системами, стремившимися охватить многие виды искусства
и выступившими в качестве крупномасштабной культурной тенденции стали
беспредметное искусство и футуризм.
Развитие синестетических концепций в рамках
данных направлений показывает, прежде всего, постоянство идей синестезии в
художественном сознании. Каждая эпоха создает свой фонд синестетических идей.
Это позволяет определить синестезию в качестве системного свойства
эстетического восприятия и художественного мышления.
На основе анализа особенностей эстетической парадигмы
авангарда проведена типологизация синестетических концепций, получивших
реализацию в беспредметном искусстве и футуризме. Основным критерием
типологизации является направленность художественного
объекта на передачу определенного спектра ощущений. Такой подход обусловлен
тем, что именно ощущение начинает доминировать в процессе восприятия и познания
(неслучайно Казимир Малевич определил свой стиль как «искусство чистых ощущений»).
Одна из доминирующих в искусстве
русского авангарда синестетическая концепция связана с восприятием пространства
микромира, с идеей передачи динамики органических и неорганических процессов,
текучего мира энергий, волн, излучений. В область эстетического сознания входят
новые реалии, связанные с жизнью самого материала, с ощущением его массы,
тяжести, жесткости, различных способов деформации. В процессе восприятия происходит
объединение внешних (зрительных) ощущений и внутренних (памяти рук, всего
организма от соприкосновений с материей, работы с ней).
Данная синестетическая концепция
наиболее ярко представлена в таких направлениях русского абстракционизма, как
ларионовский лучизм и татлинский органический конструктивизм. Они возникают как
продолжение кубофутуристической эстетики. Эти опыты апеллируют не столько к
чистой механике, технике, сколько к глубинным архаическим пластам сознания, к
архаическому опыту освоения материи. В экспериментах Ларионова и Татлина
совершается прорыв к глубинной онтологии творчества, к осознанию его соприродности
самому бытию человека в мире. Их произведения являются наиболее интересными,
оригинальными воплощениями-манифестациями идей тотальности, первичности и
неотграниченности пространства реальности до разделения искусства и жизни.
Мифологизм
и реконструкция архетипического мышления - глубинный смысл многих авангардных
экспериментов. В них, на первый взгляд следующих сугубо модернистской логике в
установке на тотальное обновление всей эстетико-художественной системы, часто
присутствует парадоксальный опыт реставрации. Жест разрушения, деформации
обнажает, высвобождает архаические, глубинные пласты искусства, «забытые»
культурой. Особенно это характерно для русского авангарда. Одно из наиболее
ярких направлений русского авангарда – кубофутуризм – за парадоксальное
сочетание двух тенденций: будетлянской и архаической, получил ироническое
название «Московской фракции давнопрошедшего».
Таким образом, для моделирования новых принципов
художественного творчества в русском авангарде используются подчас глубинные, архаические
модели мышления. Осмысление авангардных
моделей нового мышления и восприятия позволяет увидеть в них ценность
механизмов познания, в основе которых лежит идея гармонизации и целостности
восприятия.