Уникальный
феномен танца возник из потребности человека выразить свой внутренний
эмоциональный строй, чувство сопричастности окружающему миру.
Не имея
математического образования, человек чувствовал, что все, что существует во
времени, подчинено ритмическим закономерностям. В живой и неживой природе любой
процесс ритмичен и периодичен. Ритм является онтологической характеристикой.
Было естественно воспринимать Космос величественным, гармоничным, ритмически
организованным.
Заставив
свое тело пульсировать в соответствии с космическими ритмами, человек ощущал
свою включенность в структуру мирового бытия. Первобытный танец возник до
музыки и существовал первоначально под ритм простейших ударных инструментов.
Ритмически
организованное телодвижение оказывает сильное влияние на подсознание, а затем и
на сознание. Это свойство танца, использующееся в танцевальной терапии сегодня,
уходит корнями в древнюю традицию ритуальных плясок. Ритм связан с мышечной
реактивностью человека. Об этом знали торговцы рабами, перевозившие в трюмах
кораблей большое количество черных невольников: танец, спровоцированный
ударными инструментами, успокаивал периодически возникавшее волнение среди
рабов.
У древних народов военные
ритуальные танцы проходили в мощных ритмизированных формах. Это приводило к
слиянию участников танцевального действия и зрителей в едином ритмическом
пульсе, что высвобождало колоссальное количество энергии, необходимое в военном
деле.
Танец
имел ярко выраженный ритуальный характер, являлся ли он частью религиозного
культа, служил ли средством общения (бытовые танцы и танцы празднеств), являлся
ли он магическим танцем-заклинанием и т.д. Он всегда был строго выстроен.
Семантически
родственные слова «ритуал» и «обряд» выражают идею выражения внутреннего во
внешнем («обрядить»), строгого порядка и последовательности («ряд» = строй).
Смысловой момент ритуала состоит в его стремлении к некоему идеалу, являющимся
формообразующим элементом. Архаичные танцевальные ритуалы не являлись
продуктами свободного художественного творчества, а были необходимым элементом
сложной системы взаимоотношения с миром. Танец всегда имел своей целью
соединение человека с могущественными космическими энергиями, расположение к
себе влиятельных духов природы. Если ритуал переставал удовлетворять, то он
умирал и на его месте формировался новый, более перспективный.
Танец
как часть религиозного культа мог обеспечивать вхождение в особое психическое
состояние, отличное от обыденного, в котором возможны различного рода
мистические контакты с миром духовных энергий. Некоторые религиозные мыслители
определяют такие танцевальные культы как попытку (по существу, механическую)
прорыва к высшей духовности, возвращения духовной интуиции, ощущения полноты
бытия, утраченные в связи с постигшей человечество на заре истории
метафизической катастрофой. Следствием этого рокового события для человека
явился разрыв с Богом и вечные мучительные поиски возвращения былой гармонии с
собой и миром.
Большое
распространение имели женские обрядовые танцы, особенно в эпоху верхнего
палеолита. Чаще всего они были связаны с культом плодородия. Исполнительницы
изображали с помощью пластики движения и рисунка танца некоторое полезное для
племени растение или животное. Вера в магию женского танца была очень велика,
поэтому существовали наравне с мужскими военные и охотничьи женские ритуальные
танцы, составлявшие часть общего ритуального действа. Эти танцы стремились
обеспечить богатый урожай, победу в войне, удачу на охоте, уберечь от засухи. В
них часто встречаются элементы колдовства. В женском танце соединились магия
движения с магией женского тела. Обнаженное женское тело, как атрибут
ритуальных танцев, встречается повсеместно, даже в условиях суровой
климатической зоны.
Уже в
Древнем Египте и Древней Греции существовали различные направления
танцевального искусства. Кроме ритуальных танцев были достаточно развиты
бытовые, танцы праздников, а также спортивные танцы, имевшие целью формирование
силы и ловкости. Рассмотрение разнообразия танцевальных жанров является темой,
выходящей за рамки данной статьи. Интерес представляет в данном случае танец
как отражение мифа и участие танцевальных ритуалов в священных обрядах,
посвященных поклонению божествам.
Согласно
Лукиану, в святилище Афродиты проходили оргии в честь бога Адониса, так
называемые адонии, причем первый день был посвящен плачу, а второй —
радости по поводу воскресения Адониса. В мифе и культе Адониса прослеживается
символика вечного круговорота и единения жизни и смерти в природе.
В честь
богинь Деметры и Персефоны в Аттике ежегодно проходили Элевсинские мистерии,
символически представлявшие горе матери, утратившей свою дочь, странствия в
поисках дочери. В мифе отражена мистическая связь между миром живых и мертвых.
Страсти Деметры сближаются с вакханалиями Диониса.
В
структуре мифологического сознания танец имел большое значение. В ритуальных
плясках человек осуществлял связь с космосом и реализовывал свое отношение к
миру, в танце «дышал» миф и проявлялся в различных динамических феноменах.