Саргсян К. Ж. – аспирант
кафедры философии Одесской национальной академии пищевых технологий.
УДК: 130.2:316.61
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ – НОВАЯ
ПАРАДИГМА УПРОЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ОБЩЕСТВА
Становление Украины как
демократического правового государства в значительной мере обусловлено
укреплением национального единства общества,
отличающегося чрезвычайной
сложностью межэтнических отношений, незавершенностью процессов формирования
политической украинской нации, различиями в менталитете, религии, культуре
населения западных и восточных регионов, возрастанием численности иммигрантов.
Ситуация осложняется тем, что украинский народ история поставила перед выбором
одновременно не только международной политической ориентации, но и
государственного языка. Чтобы предупредить обострение межэтнической
напряженности, конфликтов и ксенофобии
необходимо не только разработать эффективную политическую стратегию и
тактику, но и воспитать молодое поколение в духе взаимопонимания национальных и
региональных различий, уважения к интересам, мнению, обычаям, традициям других
народов, умения общаться и сотрудничать с представителями разных культур, языков, религиозных
конфессий.
Различные аспекты исследования
проблем социализации личности нашли свое отражение в монографиях и статьях Б. Бозанкета, Б. Кроче, Ж.П. Сартра,
И. Агиенко, В. Андрущенко,
Е. Головахи, вопросы становления поликультурного
общества – этнической идентичности в исследованиях украинских социологов А.
Азы, А. Ручки, Н. Шульги, О. Гукаленко, Л. Паиной, Ю. Римаренко. Однако
проблема формирования единого поликультурного
пространства еще не нашла своего адекватного отражения в философской
литературе.
Поликультурность
основывается на важном методологическом принципе, состоящем в том, что каждый
человек есть пересечение многих национальных культур, поэтому возможно говорить
о наличии у индивида нескольких идентичностей,
т. е. человек – много-
или мультиидентичен. Выделяются следующие уровни
становления индивида как поликультурной личности:
толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культурных
различий между народами.
Постоянное общение в
среде проживания, учебы и трудовых занятий обеспечивает взаимообогащение
национальных культур и их интеграцию в региональную поликультурность с сохранением языков, обычаев и традиций.
Важным принципом формирования поликультурной
личности является поддержание равносубъектного
диалога культур в контексте межличностного общения. Именно в обыденном диалоге
культур на индивидуальном уровне проявляется сегодняшняя духовность
многонационального населения, его гуманистические и патриотические ценности.
Такое общение убеждает граждан в ценности взаимосвязей национальных духовных
культур.
Развитие поликультурной личности реализуется,
прежде всего, в процессе соответствующей целенаправленной учебно-воспитательной
работы на занятиях и внеклассных мероприятиях по предметам
социально-гуманитарного цикла, как выражение межнационального единства и
этнического разнообразия культуры Украины а не
обеспечивается автоматически самим фактом совместного проживания представителей
многих национальностей. Она является результатом формирования ощущения
территориальной общности исторических судеб на основе общего характера
социально-экономических и политических объективных условий жизнедеятельности, с
одной стороны, а, с другой, стихийного воздействия образцов межнациональных
отношений, возникающих в микросреде, и
систематизированного в структуре образования, запрограммированного,
целенаправленного воспитательного влияния, является важным субъективным
фактором формирования поликультурной личности.
Соотношение и адекватная друг другу роль объективных предпосылок и
субъективного воспитательного влияния и определяет, в конечном счете,
направленность и эффективность поликультурного
образования подрастающего поколения.
Понимание этничной идентичности как следствия взаимодействия объективных, примордиальных, «исконных» корней этноса и субъективных – социальных
конструктов дискурсивного происхождения открывает возможности всестороннего
исследования процессов формирования национальных общностей.
Если примордиальный подход предоставляет основу для
абсолютизации этнического деления общества, то концепция конструирования социальной реальности, в том
числе и поликультурного структурно – функционального
пространства создает перспективу сознательного движения к формированию единого украинского
общества.
Современная этногетерогенная среда Украины как
открытая система может изменяться под воздействием стихийных, синергетических механизмов и сознательно разрабатываемых
программ с участием государства, системы образования, средств массовых
коммуникаций в альтернативных направлениях от - этноцентризма
в сторону культурного релятивизма и наоборот. Многое зависит от своевременного
социально – философского осмысления и научного анализа этих процессов,
объективных факторов, расстановки социально -
политических сил стоящих за ними и реализующих свои интересы. А это
предполагает наличие высокой этнокультурной
компетентности и постоянных усилий по укреплению доверия между представителями
разных национальностей, западных и восточных регионов, для которых Украина
является общей родиной.
Сведения об авторе
Ф.И.О.: Саргсян Карине Жораевна
Научная степень, ученое звание: -
Место работы (обучения): Одесская национальная академия
пищевых технологий, кафедра ин. языков
Должность: аспирант
Научный руководитель: проф. Чугуенко В. М.
Название доклада (сообщения): Пол
культурность – новая парадигма
упрочения социально-политического
единства
общества
Координаты для связи:
Почтовый адрес: 68000, Ильичевск, ул. Средняя, 43.
Служебный телефон: -
Домашний телефон: (04868) 6 74 63; 8(097)852 16 00
E-mail: sargsyankagu@mail.ru