Муйденова Алия
Калжановна
Кызылординский государственный университет им.Коркыт Ата
Исторические предпосылки становления
суда с участием присяжных заседателей в Казахстане
Суд присяжных
заседателей является одной из самых распространенных в мире форм участия
представителей народа в осуществлении правосудия. Общепризнанно, что
использование суда присяжных является гарантом независимости судов, вносит
подлинную состязательность сторон в судебный процесс, житейскую мудрость – в
атмосферу формальной юстиции, уменьшает риск злоупотребления в досудебной
стадиях, возможность коррупции и навязывания суду принятия определенного
судебного решения.
Следует отметить, что участие представителей
народа в осуществлении правосудия в нашем государстве имеет исторические традиции.
В
казахском обществе судебная власть осуществлялась судом биев в соответствии с
обычным правом. Звание бия, присваивалось только тем, кто обладал ораторским
искусством, глубокими знаниями норм обычного права и пользовался непререкаемым
авторитетом в обществе. Прежде, бии не выбирались, ими часто являлись опытные
аксакалы, передававшие это звание большей частью по наследству своим потомкам.
Иногда некоторые даровитые люди, благодаря знанию народных обычаев и обладанию
природным красноречием, достигали сами этого достоинства. Однако случалось это
редко.
«Судебная
власть, которая принадлежала биям, - писал С.Зиманов, - имела исключительное
значение в казахском обществе. Она была ведущей формой власти в системе
управления. Бии, осуществляющие судебную
власть в кочевых коллективах, за редкими исключениями, стояли во главе их» [1].
Решение
казахских биев принималось открыто, гласно, и суд совершался прилюдно. Поэтому
все моменты процесса проходили перед глазами участников и свидетелей. Вместе с
тем бии, разрешая сложные споры, прибегали к помощи представителей народа,
советовались с ним. «Суд составляется из одного почетного Бия, имеющего преклонные лета, а
оный уже собирает тоже достойных до 6 человек киргизов, все они разбирают дело и советуются, но
Бию как председателю дают первенство в суждении и тем решаются какие бы то ни
было дела» [2].
В «Записке о судебной реформе» Чокан Валиханов писал, что самую
замечательную черту суда биев составляет следующий обычай: когда не было против
обвиняемого явных улик, но имелось только сильное подозрение, то бии прибегали
к посредничеству честных сородичей, которые под присягой обвиняли или
оправдывали подсудимого. Число этих «присяжных» и круг для их выбора
обусловливались важностью рассматриваемого дела [3].
В составе
Российской империи в Казахстане суд присяжных был введен со значительным
опозданием и с теми ограниченными возможностями, созданными в процессе
контрреформ периода императора Александра III, так как царизм проводил реформы
лишь в тех пределах, отвечавшим его колонизаторской политике. Авторы «Истории
Казахстана с древнейших времен до наших дней» отмечают: «В
Суд присяжных
пришел на территорию лишь нескольких отдельных областей современного
Казахстана, причем с опозданием и в той ограниченной форме, в которую он превратился в результате
контрреформ. Царизм, заинтересованный в сохранении колониальньих устоев, шел
лишь на ограниченные реформы. Необходимо обратить внимание на этот институт со
стороны казахских политических и общественных деятелей. Великий казахский
просветитель, демократ, ученый Ч.Валиханов выступал не столько против судебной
реформы
Атишев А.А.
считает, что в рассуждениях Ч.Валиханова, идеализирующих казахскую родовую
общину, как в капле воды отражается позиция русских социалистов-утопистов по
крестьянскому вопросу и их историческая ограниченность[7].
А.Байтурсынов,
обращая внимание на недостатки суда биев как формы народного правосудия,
которые обострились в начале ХХ в., все же выступал за сохранение суда
присяжных на территории Казахстана[8].
Отношение к
рецепции суда присяжных в России в результате принятия Устава Уголовного
Судопроизводства 20 ноября 1864 г. и неоднократных попыток контрреформ также
было неоднозначным и представляет не только историко-правовой интерес. Так, в
газете «Казахстан», издававшейся в Уральске в 1911-1913 гг., была перепечатана
статья барона Дельвига «Киргизский народный суд в связи с правовым положением
инородцев степного края», в которой говорилось о недостатках народного суда и
выдвигались предложения о введении в Казахстане мировых и общеимперских
судебных органов».
В 1917 г. на
состоявшемся Тургайском областном киргизском съезде в г. Оренбурге было принято
решение о необходимости распространения на область действия суда с участием
присяжных заседателей.
В программе
партии «Алаш-Орда» подчеркивалось, что суд должен быть обязательно с участием
присяжных, который в местностях с коренным населением должен проводиться на их
родном языке, а присяжные должны отбираться из их числа.
М.
Кул-Мухаммед отмечает, что в программных идеях партии «Алаш» предусматривалось
рассмотрение несложных дел судами биев единолично, а особо тяжких преступлений - судами присяжных. Он же подчеркивает,
что эти демократические идеи вернулись в Казахстан лишь по прошествии 80 лет.
О восстановлении института суда присяжных на
территории бывшей Российской империи – в Советском Союзе заговорили во время
перестройки в среде юридической общественности. В ноябре
В Казахстане не было серьезных дискуссий о необходимости
введения суда присяжных и его формах. В
Необходимо подчеркнуть что Казахстане ни до, после
конституционализации участия прсияжных заседателей в уголовном судопроизводстве
не было значительной полимики в обществе о судьбе этого института: о его форме,
процессуальных правах и о сроках введения. Можно предположить, что противники
суда присяжных, скорее всего, рассчитывали на то, что между принятием
конституционной нормы и правовой регламентацией статуса нового института в
законодательных актах пройдет значительное время.
На ІІІ съезде судей Казахстана в июне 2001 г.
Президент РК Н.А.Назарбаев указал среди приоритетных
задач, стоящих перед судебной системой государства: «Реализовать на практике
предусмотренный контитуцией принцип отправления провасудия с участием присяжных
заседателей. Начать с тяжких преступлений, по которым предусматриватся смертная
казнь» [11].
С выступления Президента РК
казахстанские юристы начали предлагать различные варианты развития суда
присяжных в Казахстане.
25-26 ноября
2002 г. в г. Алматы состоялась международная научно-практическая конференция
«Вопросы и пути реализации суда присяжных в РК», на которой ставилась цель
определения подходов к решению проблемы введения суда присяжных и поиск
оптимальных путей ее решения. На конференции господствовали мнения о преимуществах
выбора совместной коллегии присяжных и судей, которую поддержали представители
Верховного Суда РК и Немецкого общества по техническому сотрудничеству (ФРГ).
По итогам конференции, было рекомендовано Верховному суду образовать рабочую
группу по вопросам создания суда присяжных, Комитету по судебному
администрированию – подготовить финансово-экономическое обоснование всех затрат
для создания и функционирования суда присяжных, а также была признана
целесообразной разработка проекта Государственной программы поэтапного введения
института суда присяжных на территории Казахстана [12].
Введение нового института в судопроизводство потребовало принятия
специального закона, регламентирующего его статус, права и обязанности
присяжных. 16 января 2006 года в Республике Казахстан принят закон «О присяжных заседателях», который
введен в действие с 1 января 2007 года.
Список использованных источников:
1.
Зиманов С.З. Общественный строй казахов
первой половины ХІХ века. Стр.195
2.
Материалы по казахскому обычному праву /
сост. Т.М.Культелеев, М.Г.Масевич, Г.Б.Шакаев / Алматы: Жалын,
3.
Ч.Валиханов. «Записка о судебной
реформе». Алматы,
4.
История Казахстана с древнейших времен
до наших дней. В 5-ти томах. Казахстан и новое время. Алматы: Атамура,
5.
Скопибекова К. «О суде присяжных
заседателей» // Фемида.
6.
Ч.Валиханов. «Записка о судебной
реформе». Алматы,
7.
Атишев А. «Политическая мысль Казахстана
второй половины ХIХ-начала ХХ в.». Алматы,
8.
Байтурсынов
А. Еще раз о народном суде // Ваше право. 1997 г., Стр. 189
9.
Основы законодательства Союза ССР и
союзных республик о судопроизводстве. – М., 1990. – Стр.31
10. Конституция
Республики Казахстан. Алматы, 1999 г.
11. Чтобы
суд означал справедливость. Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на ІІІ
съезде судей РК // Казахстанская правда. – 7 июня 2001.