“Экономические науки”/ 6.Маркетинг и менеджмент
Вегера И.В.
Восточноевропейский университет экономики и менеджмента
Теоретические основы формирования профессиональной культуры специалиста
сферы гостеприимства
На современном этапе
развития гостиничного дела актуальное значение приобретает готовность
специалиста сферы гостеприимства к работе в новых условиях, поскольку
научно-технический прогресс, и высокие технологии, существенно изменили среду
обитания гостиничной индустрии. При этом в качестве особенностей современного
специалиста многие исследователи выделяют преобладание организационных,
деятельностных качеств.
Для исследования проблем
формирования профессиональной культуры специалиста сферы гостеприимства как
основы готовности к гостиничной деятельности сложились определенные
предпосылки, среди которых теории: личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.
Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Кан-калик, А.В. Мудрик); профессиональной подготовки
на основе взаимосвязи общего и профессионального образования (П. Р. Атутов, С.
Я. Батышев и др.); системного анализа (Л. фон Берталанфи, Дж. Клир,
В.Н.Садовский); формирования профессиональной культуры личности (О. А.
Абдуллина, В. П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.В. Краевский, И. Я.
Лернер, В.А. Сластенин) и т.д.
Закономерно встает
вопрос о необходимости совершенствования и дальнейшего развития теории и
практики формирования профессиональной культуры специалиста сферы
гостеприимства.
Цель данной статьи –
обоснование системы формирования профессиональной культуры специалиста сферы
гостеприимства, обеспечивающей готовность к управленческой деятельности в сфере
туризма.
Анализ теории и практики
подготовки специалистов в сфере туризма показывает, что для исследования
сущности понятия «профессиональная культура» используются различные подходы и
методы, среди которых: эволюционный, выступающий
частью исторического и рассматривающий культуру с позиций эволюции; структурный, ориентированный на
исследование культуры с позиций взаимосвязей его элементов; функциональный, нацеленный на исследование
функций профессиональной культуры; компаративный,
рассматривающий профессиональную культуру через призму диалога с другими
культурами, сравнения их по какому-либо основанию или признаку; типологический, где сравнение культур
направленно на обобщение характеристик профессиональной культуры; диалектический, рассматривающий
профессиональную культуру как развивающееся, внутренне противоречивое,
многостороннее явление; системный,
рассматривающий профессиональную культуру как единое целое, где все
элементы взаимосвязаны и создают эмерджентные свойства, отсутствующие у
отдельных компонентов; антропологический, рассматривающий
профессиональную культуру как совокупность конкретных ценностей, связей,
опредмеченных форм деятельности; семиотический,
рассматривающий культуру как форму общения людей посредством языка; герменевтический, предполагающий
интерпретацию (объяснение и понимание) культуры через тексты, анализ
(философский, психологический, религиозный), способов истолкования; биографический, изучающий культуры
как характеристику личности, опираясь на фактические события, поступки,
суждения, свершенные человеком в разные периоды жизни и в различных ситуациях; гендерный, характеризующий культуру как
совокупность социальных, психологических и иных небиологических качеств,
которые считаются в данном обществе нормальными для женщин (женский) и мужчин
(мужской). Следует отметить, что многообразие концептуальных подходов к
изучению профессиональной культуры порождает многообразие методов изучения, что
побудило в качестве приоритетного использовать, в частности, культурологический
и системный.
Культурологический
подход предполагает описание комплекса ценностно-смысловых,
нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных средств и механизмов,
обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей, который
можно назвать «культурой общества», а в функциональном ракурсе рассматривать
как систему социальных норм человеческой жизненной практики. При этом под
социальными нормами в туристической сфере понимаются разделяемые в более или
менее массовом порядке императивные, разрешительные или запретительные
установки на те или иные способы осуществления туристско-краеведческой
деятельности или взаимодействия между людьми. Следует отметить, что содержание
социальных норм определяется доминирующими в сообществе нравственными,
этическими, мировоззренческими и другими принципами, включая широкий комплекс
социально-регулятивных установок: мораль и нравственность обыденного поведения;
законодательно закрепленные императивы и запреты, разрешения и ограничения на
те или иные поведенческие акты; паттерны сознания и поведения, воспроизводящие
устойчивые социальные и культурные стереотипы в автоматическом режиме; образцы
поступков и решений, которые воспроизводятся с общей ориентацией на исходные
эталоны; различные обрядовые и ритуальные, этикетные и церемониальные формы
поведения; система ценностных установок и ориентации, присущих туристскому
сообществу и вне которых упорядоченная социальная жизнь в любом сообществе
практически невозможна.
Следовательно,
культурологический подход рассматривает ценностно-нормативные установки и
механизмы, регулирующие всякую социальную практику и особенности взаимодействия
и взаимопонимания между людьми в туристской сфере. В этом смысле
культурологический подход анализирует экстраутилитарные регулятивные начала в
человеческой жизнедеятельности, под которыми понимаются такие элементы
мотивации деятельности, не позволяющие личности использовать любой способ
достижения цели, требуя выбора наиболее приемлемого по нравственным, моральным,
мировоззренческим, религиозным, этическим и иным ценностным соображениям и
правилам, распространенным в сообществе.
С учетом сказанного,
статус культурологического подхода в профессиональном туристском образовании
следует определить: во-первых, как специфический метод и уровень обобщения в
рамках наук туристского профиля; во-вторых, как самостоятельная область
социального научного познания, исследовательский предмет которой обрисован выше.
Рассматривая место
культурологического подхода в формировании профессиональной культуры
специалиста сферы гостеприимства, можно констатировать, что большинство решаемых
с его помощью задач направлено на выявление и описание фактов, их атрибуцию и
классификацию с последующим выстраиванием их в хронологической
причинно-следственной последовательности.
Углубляя и уточняя место
культурологического подхода в исследовании, можно сделать вывод, что проблемы
профессионально-личностного развития специалиста сферы гостеприимства,
опираются на конкретные методологические принципы, среди которых: единство
исторического и логического; личностного и деятельностного; теоретического и
эмпирического; системность и целостность; гуманизм профессионального обучения и
другие. При этом одним из ключевых методологических принципов выступает
единство исторического и логического, позволяющий рассмотреть предпосылки и
условия развития базисных, исторических, социально-культурных, национальных,
религиозных и других оснований в определении содержания туристского образования
и практической подготовки специалиста для сферы туризма.
В соответствии с
принципом системности профессиональная деятельность в сфере туризма
рассматривается как целостный процесс, состоящий из различных элементов
(профессионально-деятельностные функции, профессионально-ролевые позиции и
т.д.).
Но поскольку профессией
специалиста сферы гостеприимства можно овладеть лишь в индивидуально-личностном
контексте, профессиональное туристское образование должно быть ориентировано,
прежде всего, на личность специалиста, где превалируют культурологический,
системно-целостный, личностно-деятельностный подходы, на выявление и раскрытие
тенденций и условий, позволяющих будущему специалисту сделать успешную карьеру
в сфере туризма.
В соответствии с
приведенным пониманием управленческой деятельности в сфере туризма выделена
система базовых понятий: профессиональная культура, управленческая культура,
управленческое мышление, управленческие знания и умения, управленческое
поведение, управленческое мировоззрение, управленческое мастерство,
управленческая компетентность и грамотность, сформированность которых позволяет
судить о готовности выпускников к управленческой деятельности в сфере туризма.
Поскольку стержневым
элементом профессиональной деятельности менеджера туризма выступает
профессиональная культура, отражающая уровень готовности к соответствующей
деятельности, то необходимо определить его сущность, структуру и компонентный
состав.