Никитин Л.Н.,
Донецкий нац. ун-т экономики и
торговли
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИТЕХНИЧЕСКИЙ
КОНСЕРВАТИЗМ
Первоочередной задачей современного социально-экономического
развития является необходимость всемерной интенсификации производства на основе
инноваций.
В данном сообщении
ставится цель показать, что внедрение
передовых достижений научной мысли и
новейших технологий не носит линейного характера. На этом пути имеется
ряд явлений объективного и субъективного характера, которые нередко характеризуются
как технический консерватизм.
В семантической
конструкции «технический консерватизм» термин «технический» (от лат. technё – искусство, мастерство)
означает совокупность орудий, приемов и
навыков материального и духовного производства, а так же владение этими приемами. Вторая часть анализируемого словосочетания –
«консерватизм» - впервые получила свое
право на существование в трактате Э.
Берка (1729-1797) «Размышления о Французской революции». Вместе с тем
употребление этого термина иногда отождествляют и с именем
французского писателя Франсуа Шатобриана (1768-1848), который некоторое
время, начиная с 1818 г., издавал
журнал «Консерватор»[1,273].
Как отмечается в литературе,
консерватизм (от франц. conservatism
-
охраняю, сохраняю) это приверженность ко всему устаревшему,
отжившему, косному, - это мировоззренческая ориентация, умонастроение,
направленное на сохранение
испытанных традиционных оснований
общественного развития и порядка [2, 296].
Технический консерватизм
выступает не только в виде отрицательного отношения к новой технике и новым
технологиям, но в виде поспешного, недостаточно продуманного внедрения
результатов инновационной деятельности и
многих других формах. П.С.Таранов в работе «Управление без тайн» приводит
следующие признаки организационного
сопротивления инновациям: отказ
(терпение и труд все перетрут); откладывание
на потом (начнем новую жизнь с понедельника); неопределенность (не сыграть бы в ящик); отсутствие внедрения (новый клич разбил паралич); стратегическая неэффективность (чем
больше тратим краски /на лозунги/ тем меньше верим в сказки); саботаж (чего босс не знает, от того не
страдает); отступление (давайте
вернемся назад к настоящей работе) [3, 312-313].
Отдельные авторы
технический консерватизм пытаются представить безобидным явлением,
противостоящим необоснованным новациям. В медицине в отличие, например, от
инженерной практики, по их мнению, консерватизм вполне приемлем. У медицины,
считают представители данной точки зрения,
есть веские основания для консерватизма. Одно дело инженерный риск. Он
нас непосредственно не касается. И
совсем другое – риск лечебный. Каждому хочется, говорят апологеты
данного взгляда, чтобы «его врач» не рисковал, не слишком увлекался новациями.
Апологетика консерватизма
отдельных авторов приводит к тому, что они пытаются отыскать в этом явлении
«глубокий положительный смысл». С их точки зрения, консерватизм выступает как
сохранность, а «хранят самое дорогое, святое». В результате консерватизм
предстает как своего рода «защитный механизм» против нездоровых сенсаций в
науке и технике. Ни одна научная идея,
делают выводы представители данной точки зрения, если она по-настоящему
оригинальна и меняет взгляд на мир или какую-то его область, не бывает сразу
принята. Период недоверия, даже насмешек – неизбежен. В этом нет большой беды,
ибо умеренная консервативность ума – хорошая защита от псевдонаучных фантазий,
необоснованных гипотез, бредовых проектов[4,62].
Авторы, ратующие за «умеренную
консервативность ума», за «разумный консерватизм» и некоторую долю «скептицизма
ко всему новому», к сожалению, обходят
вопрос о критериях «умеренности» или «разумности» консерватизма. В результате
научные критерии оценки реального значения той или иной идеи или гипотезы
отодвигаются на второй план, уступая место волюнтаризму и субъективизму при
решении конкретных инновационных проблем.
Как явление социальной
жизни консерватизм неоднозначен (многокачественен) он
имеет многовековую историю своего проявления, которая весьма специфична.
Очень кратко она выглядит следующим образом. Уже в глубокой древности
технический консерватизм заявил о себе в форме технофобии. „Технофобия (от лат.
technё – искусство, мастерство, phobos – страх) выражающее страх перед
техникой, которая отчуждена от человека
и воспринимается им в качестве угрозы его бытию» [5, 1075]. Так, уже
в Древнем Китае иногда говорили
о том, что технические новшества
могут поработить человека, так как человек
может попасть в зависимость от техники.
В античной Греции такие мыслители как Аристотель, высказывали опасения о
возможности человека стать рабом машины
( техники) и утратить свое «Я».
С переходом к техногенной
цивилизации технофобия получает теоретическое обоснование. В ХVIII столетии
Ж.Ж. Руссо попытался теоретически обосновать необходимость отказа от использования науки и техники. В работе «Рассуждения о том,
способствовало ли возрождение наук и искусств
возрождению нравов» он отмечал,
что людские пороки породили наука и
искусство. Чем дальше человек от промышленности,
науки и искусства, чем ближе к природе, утверждал Руссо, тем он
добродетельнее. Чувствуя недостаточную обоснованность своей позиции, позиции, во Введении к своему трактату Руссо
написал: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель»[6, 437].
В след за писаниями
Руссо, в конце ХVIII – начале ХIХ
веков в Великобритании возникло
луддитское движение, получившее свое название
от имени легендарного подмастерья Нода Лудда, который выступая против
порабощения человеческой личности машиной, по преданию, первым разрушил свой
станок.
В начале ХХ века особое
значение для теоретического обоснования
технофобии, а вместе с тем и технического консерватизма, имела работа О. Шпенглера «Человек и
техника». Настаивая на универсальном характере техники, Шпенглер критиковал тех исследователей, которые
рассматривали ее как орудие или средство, которое надлежит «поставить на
службу» обществу. Он считал обманом
утверждения о «целесообразности» технического прогресса.
Соотечественник Шпенглера
немецкий философ и писатель Эрнест Юнгер
(1895-1998) в работах «Тотальная
мобилизация» и «Рабочий», вышедших вначале
30-х годов прошлого века указывал
на драматические перемены, вызванные техническими средствами. Как и
О.Шпенглер, он считал, что техника упорядочила мир человека, но вместе с
тем духовно опустошила его.
В первой половине ХХ в. А.Бергсон, А.Вебер, Н.Бердяев,
В.В.Розанов видят в технике исходное
зло, уничтожающее естественные основы человеческого существования. «Техника присоединившись к
душе, - писал В.В.Розанов , - дала ей всемогущество. Но она же ее и раздавила»[ 7,223].
Л.Мэмфорд, М.Хайдеггер,
К.Ясперс доказывают, что техника не только порабощает человека, но грозит
гибелью для всей человеческой
цивилизации. Ж. Фурастье, Э. Шумахер, Э.Фромм, Ж. Эллюль пытались доказать, что
попытки решить социально-экономические проблемы с помощью ускорения
научно-технического прогресса, а вместе с тем и широким использованием
инновационных технологий, являются едва
ли не роковым заблуждением человечества.
Говоря о техническом консерватизме,
важно иметь в виду и то, что этот феномен нельзя смешивать с элементами старого
в развитии науки и техники. Старое в науке и технике это то, что пришло на
смену еще более старому, которое на определенной ступени развития технического
объекта выступало как новое, как реализованная научно-техническая возможность,
нашедшая свое воплощение в конкретной технической системе. В ходе дальнейшего
развития техники старое, как реализованная возможность в силу самых различных
причин может найти неожиданное продолжение или повторение на более высокой
основе (отрицание отрицания). Этот возврат якобы к старому будет
свидетельствовать о дальнейшем научно-техническом прогрессе и реализации не
использованных на предыдущих этапах развития возможностей той или иной научной
идеи или ее материального воплощения в виде конкретной технической системы.
Кроме того, та или другая
ошибка в поиске нового, как показал Ю.А.Ищенко в работе „Ошибка как основание
инновации”, может стать основанием для нового решения возникающих
проблем. Приводя примеры анализа человеческих ошибок, сделанных К.Поппером,
Ф.Ницше, сербским писателем М.Павлином и т.д.,
Ю.А.Ищенко констатирует, что в этих работах проявляются „человеческие предельные
основания ошибок людей в поисках нового”[8,138].
Совсем иное дело с
техническим консерватизмом. Инновационная деятельность и технический прогресс в
целом, с одной стороны, и технический
консерватизм, с другой, это не стороны единого
противоречия, меняющиеся местами в зависимости от конкретных условий, а
несовместимые в своей основе явления.
Выводы. Инновационная деятельность, олицетворяя собой научно-технический
прогресс, представляет собой составную,
неотъемлемую часть социального и экономического развития общества, а
технический консерватизм - это феномен, паразитирующий на трудностях, недостатках и
нерешенных проблемах этого развития. Он выступает не как момент разрешения
противоречий между научно-техническим прогрессом и регрессивными моментами
развития (хотя на поверхности и выступает в этой роли, благодаря своей
возможности мимикрии к тем или иным условиям), а как барьер на пути к новому.
Перевод экономики на уровень высшей организации и эффективности предполагает
решительную борьбу за преодоление консерватизма, как явления сдерживающего научно-технический и социальный
прогресс.
Литература
1. Мельвиль А.Ю.
Консерватизм //Философский энциклопедический
словарь. – М.,
1983. – с. 273.
2. Заблоцький В.
Консерватизм // Філософський енциклопедичний словник.
– К., 2002. –
С.296- 297.
3. Таранов П.С. Управление без тайн. –
Донецк: Стакер. 1997. – 448 с.
4. Лук А.Н. Психология творчества. – М., 1978. – 174 с.
5. Всемирная энциклопедия. Философия. – М.-Минск, 2001.
– С. 416-417.
6. История философии в кратком
изложении М., 1991. – 592с.
7. Розановв.В. Мысли в литературе. Г., : Русская книга,
1993. - С.223.
8. Іщенко Ю.А. Помилка як підстава інновації //
Філософська думка, 2003. -
№ 1. - С. 133-138.