С.В. Сергеева
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, РФ
Т.А. Швырёва
Пензенский государственный педагогический университет
им. В.Г. Белинского, г. Пенза, РФ
ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ –
И. С. ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ
Вопрос
о воспитании подрастающего поколения становиться сегодня особенно актуальным,
ибо без воспитания вообще не может быть никакого духовного становления
личности, развивающейся в лоне истории и культуры своего народа. Взаимодействие
педагогики и искусства отмечается исследователями на всех ступенях обучения, и
в том числе и в процессе профессиональной подготовки студентов вузов. Развитие
педагогической науки, совершенствование воспитательно-образовательной практики
невозможно без постоянного творческого освоения педагогического наследия
прошлого.
Изменившиеся
исторические условия в стране позволяют по-новому оценить деятельность многих
русских прогрессивных педагогов, в том числе и деятельность видного
педагога-художника первой половины XX века И. С. Горюшкина-Сорокопудова, преподавателя Пензенского
художественного училища, его вклад в просвещение народных масс и развитие
молодёжи представляется особенно актуальным.
Жизнь
и творчество И. С. Горюшкина-Сорокопудова
складывались из ясно очерченных периодов,
в рамках которых накапливались изменения в его отношении к искусству,
появлялись новые формы реализации личности, художественного и педагогического
мастерства:
с 1902 по 1908 годы – окончание Академии художеств,
становление молодого художника, преподавание в рисовальной школе Общества
поощрения художеств;
с 1908 по 1918 годы – переезд в Пензу в качестве
преподавателя в Пензенское художественнее училище, поездка за границу по музеям
Западной Европы;
- с 1918 по 1936 годы – период революций и
войны, выживание в новой исторической обстановке, верность реалистическим
традициям изобразительного искусства;
с 1936 по 1954 годы – активное участие в
художественных объединениях, участие в выставках, культурно-просветительская
работа, поддержка учеников.
Специфика педагогической деятельности И. С. Горюшкина-Сорокопудова на каждом этапе рассматривается:
- в отношении цели педагогической
деятельности;
- в отношении содержания педагогической
деятельности;
- в отношении форм, методов, принципов,
средств педагогической деятельности;
- в отношении взаимодействия с коллегами,
с учащимися.
Становление
Горюшкина-Cорокопудова как художника пришлось на конец XIX – начало XX века, когда во всех видах искусства
велись поиски новых выразительных форм. Первооснову его творческого кредо
составили реалистические традиции передвижничества. С ними его познакомила
Астраханская рисовальная школа у педагога П. А. Власова, а затем и Академия
художеств, в которой он обучался в мастерской у Репина И. Е.
После
переезда в Пензу в 1908 году, оставаясь провинциальным художником, продолжал
творческую и педагогическую деятельность, принимал участие в художественных
республиканских выставках.
В
годы Великой Отечественной войны Горюшкин-Сорокопудов был назначен директором училища и картинной
галереи. В самые тяжелые года для страны он продолжал творческую и
общественно-педагогическую деятельность, вел переписку со своими учениками. В
местном архиве сохранилась переписка с учениками (более ста писем) [2].
Исследуя
педагогическую деятельность художника-педагога И. С. Горюшкина-Сорокопудова определим характерные черты педагогической работы на всех четырех этапах:
·
формировал
в учениках высокий профессионализм рисовальщика и живописца, являющийся
стержневым элементом его художественной школы;
·
педагогическая
работа Горюшкина-Сорокопудова была системной,
остерегался развития в ученике подражательности;
Материалистический
подход к восприятию человеческой природы позволял педагогу-художнику,
просветителю определить воспитание как основной фактор развития личности. Целью воспитания И. С. Горюшкин-Сорокопудов считал формирование в молодых людях
качеств человека-патриота, гражданина, в стержневых характеристиках которого
выделял – нравственное, бескорыстное служение Отечеству.
И. С. Горюшкин-Сорокопудов с двадцати пяти лет до последних
дней жизни был связан с Пензенским художественным училищем. Он своим примером
привлекал педагогов к совершенствованию преподавания, требуя личностного,
индивидуального подхода к учащимся училища, связывая занятия с вопросами
жизненной практики. Сегодня такой подход также актуален и перспективен, так как педагогический опыт показал, что
это гарантирует качество усвоения знаний, умений и навыков. Это подтверждают
его ученики, старшее поколение современных педагогов, которые определяют
преемственность и перспективность наследия И. С. Горюшкина-Сорокопудова. в Пензенском художественном
училище.
Примечание:
1.
Педагогический
словарь. Под ред. Каирова А.И. – М., 1960.
2.
Государственный
архив Пензенской области: Ф. р – 2149. – Оп. 1. – Д.
54.
Фамилия |
Швырёва |
Имя |
Татьяна |
Отчество |
Алексеевна |
Должность |
ст. преподаватель |
Место работы |
Пензенский государственный педагогический
университет им В.Г. Белинского, г. Пенза |
Специальность |
Изобразительное искусство |
Кафедра |
Изобразительное искусство и трудовое обучение |
Научный руководитель |
Сергеева С.В. доктор педагогических наук, профессор,
зав. кафедры философии |
Адрес |
440004, г.Пенза, ул. Пушанина,
д. 8, кв. 43 |
Телефон раб. |
|
Телефон дом. |
8 8412 932938 |
Факс |
|
Е-mail |
|
Тема |
Художник-педагог И. С. Горюшкин-Сорокопудов(конференция «Научная мысль
информационного века – 2008г.») |