Т.А. Швырёва
Пензенский государственный
педагогический университет им. В.Г. Белинского, г. Пенза, РФ
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ
ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА И. С. ГОРЮШКИНА-СОРОКОПУДОВА
Сфера образования несет долю
ответственности за многие негативные явления, ибо причиной их является сам
человек, утративший способность активно противостоять злу во всех его
проявлениях, потерявший веру в духовные ценности, не находя ответы на важнейшие
мировоззренческие вопросы.
В данной ситуации актуальным является обращение
к опыту старейших преподавателей конца XIX – начала XX века, обладающих высокими духовными
качествами личности, одним из которых является художник-педагог И.С. Горюшкин - Сорокопудов (1873 - 1954 гг.), преподаватель Пензенского
художественного училища с 1908 по 1954 годы. Здесь он совмещал в равной степени
педагогическую и творческую деятельность.
Понятие «духовность» получает светскую
трактовку и становится достаточно представленным в научных изданиях лишь
последние два десятка лет. Практически во всех проанализированных определениях духовность отражает - внутреннюю
сущность человека, его глубинное свойство, связанное с особой характеристикой
интеллектуальных, нравственных и волевых качеств, отражающих высокий уровень
развития, ориентированной на непреходящие
человеческие ценности во благо окружающих.
Духовно-пластическая
основа художественного творчества гораздо глубже любого учебного задания,
решаемого в живописи или рисунке. Духовные ценности органически связаны с
осознанием исторического бытия народа, Родины, ее развитие, не только
сегодняшняя страна, но и всей ее история. Это любовь к ее прошлому и
настоящему, это надежда и вера в ее будущее.
Горюшкину-Сорокопудову всю его творческую и
педагогическую жизнь помогала любовь к прошлому своей страны, история XVII - XVIII веков, тихая жизнь патриархальной
России.
В этом
аспекте творчество И. С. Горюшкина-Сорокопудова
было представлено по ряду направлений:
- отношение к личности;
- любовь к природе;
- патриархальный быт старой Руси.
Представим идею духовных ценностей И. С. Горюшкина-Сорокопудова по каждому из названных направлений
в его педагогической и творческой деятельности:
- отношение к личности - для
И. С. Горюшкина-Сорокопудова важные моменты
русского характера раскрываются в стихийной мощи деревенских натур, в
приверженности русского человека к патриархальному укладу Он стремится показать
цельные характеры, показать людей, уверенных в себе, имеющих ясные цели.
Эти качества представлены через такие его работы, как «Портрет И.Е. Елатонцева» (1895), «Женщина с письмом» (1896), «Портрет
Н.П. Петрова», «Портрет Е.Д. Петровой», «Портрет Н.Н. Петрова» (1897), «Портрет
А.И. Куинджи, «Скрипач» (1902), «Портрет жены», «Портрет матери» (1904),
«Горе», «Портрет А.Н. Протасовой» (1906), «Плач Ярославны» (1907), «Горе»,
«Боярышня» (1907), «Иуда», «Воскрешение
Лазаря», «Моисей в пустыне», «Хождение по водам», «Автопортрет», «Дама с
собачкой», «Портрет В.Д. Щеткиной» (1910), «Князь
Игорь», «Игуменья на молитве», «Ярославна», «Портрет Н.В. Мансыревой»,
«Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной», «Портрет К.В. Булаевой»,
«Старостиха Василиса» (1912), «Портрет Ф.В. Сычкова»
(1934), «Таня» (1938), «Портрет Г.С. Подольской» (1939).
- природа в пейзажах И. С. Горюшкина-Сорокопудова представлена следующими работами:
«Вечерний звон», «На Москве-реке», «Уголок прошлого» (1910), «На богомолье в
обитель», «Былое», «В древнем ските» (1912), «Поэзия русской весны» (1914),
«Начало весны. В древней Руси в старом городе» (1918), «Солнце на лето – зима
на мороз» (1919), «Зима. Ивановка» (1920), «На родине
пробудилась весна» (1930).
- патриархальный быт - своеобразие И. С. Горюшкина-Сорокопудова проявилось в первую очередь в
пристрастии к темам историческим, в яркой декоративности цвета.
Представлен патриархальный быт следующими
работами: «Углическое дело. 1591 год», «Древняя
музыка», «Прощание князя Игоря с Ярославной» (1908), «Рождественское моление у
языческой мордвы к богине Анге-Патай», «Отказ Насти
от жениха» (1909), «Божий суд», «Базарный день в старом городе», «Зеркало
привезли», «Былое», «Обряд освящения куличей» (1910), «Из прошлого», «19
февраля 1861 года» (1911), «На богомолье в обитель», «На звоннице»,
«Рождественский молян у языческой мордвы» (1912),
«Канун пасхи в старину» (1914), «По старой вере» (1916), «Упавшие колокола»
(1930), «Сцена из XVII столетия» (1930).
Человек высокой культуры не может
существовать вне истории, вне духовного бытия, лишенный главных человеческих
свойств. Итак, тема духовно-нравственного воспитания является актуальнейшей темой, связанная
непосредственно с защитой человека. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это
надежда и вера в ее будущее. В наши дни творчество художника-педагога
И. С. Горюшкина-Сорокопудова, преподавателя
Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого, остается по-прежнему
близким и дорогим. Оно помогает любить свою землю, свой народ, быть истинными
патриотами своей страны.
Фамилия |
Швырёва |
Имя |
Татьяна |
Отчество |
Алексеевна |
Должность |
ст. преподаватель |
Место работы |
Пензенский государственный педагогический
университет им В.Г. Белинского, г. Пенза |
Специальность |
Изобразительное искусство |
Кафедра |
Изобразительное искусство и трудовое обучение |
Научный руководитель |
Сергеева С.В. доктор педагогических наук, профессор,
зав. кафедры педагогики |
Адрес |
440004, г.Пенза, ул. Пушанина,
д. 8, кв. 43 |
Телефон раб. |
|
Телефон дом. |
8 8412 932938 |
Факс |
|
Е-mail |
|
Тема научной статьи |
Духовные ценности в творчестве художника-педагога
И. С. Горюшкина-Сорокопудова |