Мухтарова Ш.М.

КарГУ им.Е.А.Букетова

Формирование планетарной идентичности будущего педагога как реальная проблема профессионального образования

 

Глобализация как сложный и противоречивый процесс порождает множество новых тенденций, одна из которых - единение человечества в борьбе за сохранение Планеты и всей цивилизации, ее экологического равновесия, устранения конфликтов во имя мира на Земле. В этих условиях формирование планетарной идентичности личности можно рассматривать как общую педагогическую цель всей педагогики мира.

Понятия «планетарная идентичность» и «планетарное сознание» стали употребляться в философии и психолого-педагогических публикациях недавно, хотя идея единства людей как жителей одной планеты в мировой философии не нова.

Вводя в педагогическую терминологию понятие «человек планетарной культуры», Ф.Г.Ялалов отмечает, что ему присущи одновременно признаки, свойства и качества представителя определенной этнической культуры, российской и общечеловеческой [1, с.65.]. Следует заметить, что научная школа в данном направлении в педагогике еще не сложилась и конкретные определения, раскрывающие понятия «планетарная идентичность», «планетарное сознание» не получили распространения в педагогической литературе. В нашем понимании планетарная идентичность личности заключается в формировании гуманного Человека Мира, обладающего планетарным сознанием, ориентированного на толерантность и взаимопонимание, восприятие ценностей мировой культуры, признание других наций и народностей культур как равноправных, с высоким уровнем духовно-нравственного мироощущения и позитивной регуляцией поведения в межэтнических контактах. Формирование планетарной идентичности будущего педагога должно строиться на субъектно-субъектных отношениях, уважении, сотрудничестве, диалогичности и включать необходимые условия, обеспечивающие его самореализацию.

Ключевым качеством в структуре планетарной идентичности выступает толерантность. В работах последних лет по национальным и межнациональным проблемам в философско-психологической и педагогической литературе отмечается, что позитивно ориентированные этническое самосознание, этническая идентичность являются основой этнической толерантности.

Формирование планетарной идентичности – процесс сложный и противоречивый. Высказываются мнения о космополитическом характере планетарной идентичности, которая может привести к воспитанию Человека Вселенной, игнорирующего свои национальные корни. Обоснованы опасения, что формирование планетарного мышления как нового культурного феномена приводит к трансформации мировоззрения и идентичности субъектов [2,с.15].

На наш взгляд, это зависит от устойчивости этнического менталитета воспитуемого и его идентичности со своим этносом. Преодолеть негативы в развитии планетарной идентичности, ведущих к космополитизму, поможет развитие целостного единства ключевых качеств в формировании поликультурной личности будущего педагога. Под ключевым качеством мы понимаем основное качество, сформированное в личности на основе полученных знаний, умений и способов, их трансляции в поликультурной образовательной среде, ведущих к формированию соответственного социального вида идентичности. В связи с этим планетарная идентичность основывается в нашем понимании на понятии - «толерантность» (этническая, конфессиональная, этнопсихологическая, культурная). Мы не исключаем, что элементы космополитизма присущи планетарной идентичности, но в решение проблемы формирования поликультурной личности педагога, опираемся на целостный подход в нашем исследовании. Только развитие целостного единства ключевых качеств в структуре поликультурной личности педагога: этнической ментальности – патриотизма (в нашем контексте – казахстанского) и этнотолерантности может отвечать задачам воспитания в условиях глобализации мирового сообщества. И в этом случае поликультурный учитель будет соответствовать социальным запросам этноса – государства – региона – планеты относительно его личностных качеств.

Приобретение необходимого опыта самоидентификации и преодоление подобных противоречий достигается путем активного включения личности будущего педагога в систему социальных ролей, изображенной на рисунке.

 

Социально-ролевой подход к развитию триединой структуры ключевых качеств в формировании поликультурной личности будущего педагога.

Cycle Diagram

Рисунок

Социально-ролевой подход к формированию поликультурной личности будущего учителя не может быть реализован без учета его профессиональной деятельности, т.к. одна из главных его социальная позиция – профессиональная. Это вызывает необходимость рассмотрения компетентностного подхода к формированию поликультурного учителя в контексте нашего исследования. В связи с этим формирование планетарной идентичности будущего педагога может достигаться только при условии развития его межкультурной компетентности.

Формирование планетарной идентичности требует разработки новых подходов и технологий в содержании высшего педагогического образования. Этому может способствовать структурирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования как средства перехода от этнокультурного образования к поликультурному и глобальному.

В соответствии с этим формирование планетарной идентичности может быть достигнуто средствами этнического компонента на основе интерактивного использования его возможностей в формировании поликультурной личности будущего педагога.

Следовательно, формирование планетарной идентичности будущего педагога имеет реальные перспективы без нанесения  ущерба его этнической идентичности. Все зависит от форм, способов и методов его формирования, а также от создания необходимых для этого организационных и дидактических условий.

 

Литература

1.     Ялалов Ф.Г. Этнодидактика. Монография. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. – 151 с.

2.      Мажитова А.Р. Человеческое измерение глобализации.  Автореф. дис. ... к.филос. н. – Уфа, 2006.- 17 с.