Крымгужина Зулия Зиннатовна

МОУ «Башкирский лицей им. Р.Уметбаева»

 Народная музыка в системе образования как средство воспитания духовности школьников

 

В условиях качественных изменений, происходящих во всех сферах жизни современного общества, значительно повышается роль школы в духовном воспитании подрастающего поколения. Государственные документы системы образования последних лет тесно связывают ее цели с решением проблем развития российского общества, где справедливо отмечается, что назревшие социальные проблемы должны решаться на основе возвращение ду­ховных основ в жизнь российского общества [1,14]. Поэтому в образовательных и воспитательных программах, реа­лизуемых педагогами в общеобразовательных учреждениях, вопросам формирования и развития духовности необходимо уделять первостепенное внимание.

Ведущая роль в воспитании духовности школьников и их духовном становлении отводится народной музыке, которая в своей онтологической данности является носителем, выразителем и отражением духа народа. В процессе приобщения к народной музыке происходит развитие духовных сил человека и его способности как к внутреннему личностному преображению по канонам истины, добра и красо­ты, так и к соответствующему творческому преобразованию окружающе­го мира. Будучи в своих онтологических основаниях аксиологически духовной, народная музыка пробуждает добрые и возвышенные чувства, тем самым делая человека лучшим, искренним, более возвышенным и достойным. Она содействует раскрытию и познанию духовного мира личности, развитию ее духовных качеств и формированию гармоничных отношений с окружающим миром, природой и людьми. Народная музыка развивает и отзывчивость, которая связана с воспитанием таких качеств личности как доброта и умение сочувствовать другому человеку. Известный педагог З. Кодай считал народную музыку «чудодейственным средством приобщения молодого поколения к добру, красоте, человечности» [2, 149-150]. Важность народной музыки в воспитании духовности школьников раскрывается в том, что она способствует, во-первых, закреплению и утверждению народного духа в душе личности; во-вторых, формированию возвышенной и приподнятой гордости за свой народ и родную музыку; в-третьих, воспитанию и развитию качеств, присущих своему народу. Народная музыка является также основным фактором возрождения национальной культуры и сохранения национального своеобразия. Нахожде­ние в национальной музыкальной среде способствует закреплению отшли­фованных временем интонаций и ведет к формированию национального му­зыкального мышления, воспитанию национального музыкального и интонационного вкуса. По мнению видного деятеля музыкальной педагогики И. Миропольского «образовательный материал народной музыки незаменим в школьном воспитании и укреплении духа подрастающего поколения, как незаменимо материнское молоко для младенца» [3].

Столь же ценным для нашего исследования является необходимость проведения анализа программ «Музыка» для общеобразовательных учреждений нашего региона для раскрытия ее роли и места. Программа Ю. Б.Алиева «Музыка» 1-8 класса [4], впитала многое из того, что накоплено в русской музыкальной педагогике. Высшая цель школы говорится в программе, заключается в передаче положительного духовного опыта поколений сконцентрированного в музыкальном искусстве. Основное средство достижения этой цели – постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой. Развитие у них на этой основе потребностей, в высоких образцах художественного творчества.

Программа Л. М. Кашаповой [5] основана на произведениях композиторов Башкортостана и народных песнях в исполнении народных академических и профессионально академических исполнителей. В программе учебный материал отражен в соответствии с принципом тематизма, в соответствии с разнообразными видами музыкальной деятельности в их направленности на формирование творческих способностей учащихся.

Программа Н. Г. Ямалетдиновой и Р. Х. Хусаиновой «Музыка» 1-8 классы [6] построена по принципу «концентрической спирали», где музыкальные произведения, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами. Ядро программы составляет башкирская народная музыка и ее особенности, в тоже время учитываться национальные музыкальные традиции представителей разных народов, в среде которых реализуется программа.

Обращение к народной музыке в учебных програм­мах «Музыка» необходимо и даёт возможность школьникам осознать себя истинно духовными носителями родной музыкальной культуры. Она стимулирует у учащихся самообразование, самовоспитание, самооценку, появляется интерес к творческим подходам. Поэтому обращение к народной музыки как средству воспитания духовности является оправданным и, что особенно важно, своевременным, так как в окружении бездуховной культуры мы закладываем основы будущего человека нацеленного на возвышение своей родной культуры.

С целью выявления использования народной музыки на уроках мы обратились к учителям школ. Результаты исследования показали, что 55% учителей музыки в школах работают по государственной программе Д. Б. Кабалевского, в которой нет обращения к народному музыкальному материалу. 35% учителей музыки, работающих по программе Н. Г. Ямалетдиновой и Р. Х. Хусаиновой, не достаточно целенаправленно используют народную музыку в воспитании духовности школьников. Оставшаяся часть учителей (10%), работающая по программе Ю. Б. Алиева, уделяет должное внимание воспитанию духовности школьников на уроках музыки. Однако для этого они не прибегают к образовательному потенциалу народной музыки. Общеобразовательная же программа по музыке Л. М. Кашаповой, содержащая в себе богатейший материал по народной музыке, в воспитании духовности школьников на уроках музыки практически не используется.

В процессе анкетирования учителям было предложено ответить на вопрос «Практикуете ли Вы использование народной музыки на уроках». Результаты ответов таковы: 29% преподавателей систематически обращаются к народной музыке, как при слушании, так и во время разучиваний песен, рассказывают о культуре народа; 23,5% – стремятся к углубленному проникновению в суть вопроса воспитания духовности, проявляют самостоятельный творческий подход. К сожалению, 71% из числа опрошенных и наблюдаемых не уделяют должного внимания процессу восприятия народной музыки и проникновению в суть содержания музыкального искусства, в целом придерживаясь программы, просто не стремятся к включению в содержание урока произведений народной музыки.

Таким образом, проведенное исследования позволило сделать вывод о том, что в системе образования существует ряд программ построенных на основе народного музыкального материала. Отдельные из них практикуются в образовательно-воспитательном процессе, а некоторые не используются педагогами общеобразовательных учреждений. Несмотря на то, что существует некоторая обращенность к народной музыке, она незначительна для самого процесса воспитания духовности.

Литература.

1.                 Национальная доктрина образования в Российской Федерации/Народное образование. – 2000. – № 2. – С. 14–18.

2.                 Кодай З. Избранные статьи. – М.: Советский композитор, 1982.

3.                 Белецкий С.В. Музыкальное образование. Проблема общедоступности и путь решения // Образование. – 2001. – №2.

4.                 Программа общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-8 классы/Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева, Б.С. Рачина, С.Л. Старобинский, Под общ. Ред. Ю.Б. Алиева. – М., 1993.

5.                 Башкирская национальная музыкальная культура: Программа экспериментального курса / МОРБ, БИПКРО. – Уфа, 1995. – 45 с.

6.                 Программа для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / Авт. – сост. Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. – Уфа: Информреклама, 2003. – 184 с.