Филологические науки

Философские понятия в гендерном литературоведении

 

Гендерные исследования в современном русском литературоведении получили достаточно широкое развитие. Несмотря на то, что многие авторы отмечают неразработанность некоторых положений в гендерном литературоведении (Охотникова, Трофимова, Доронина) [1], уже достигнуты определенные результаты в этом перспективном научном направлении.

Как и в других областях гендерных исследований, в литературоведении используются определенные ключевые понятия, которые используются при интерпретации и анализе литературного произведения с позиций гендерного подхода. К основным из них мы относим следующие: «гендер», «гендерная картина мира», «гендерные стереотипы», «мужественность» и «женственность». Целью данной статьи является описать сущность этих понятий в применении к литературоведческим исследованиям.

Важнейшим понятием гендерных исследований в любой области является понятие «гендер»: это «сложный социокультурный конструкт, включающий различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках мужчин и женщин, зафиксированные в виде гендерных стереотипов; этот конструкт возникает в ходе исторического развития общества и обусловлен его влиянием» (Шакирова) [2].

Гендер является комплексным конструктом и включает в себя понятия «мужественности» и «женственности», которые, как будет отмечено далее, составляют «гендерную картину мира». Остановимся поподробнее на этих трех понятиях.

«Мужественность» можно определить как совокупность качеств, характеристик и ролей, свойственных или приписываемых мужскому полу в целом. Следовательно, «женственность» - это совокупность качеств, характеристик и ролей, свойственных женскому полу (оба определения рабочие). На этих двух понятиях базируется гендерная картина мира, которая признает наличие в любой культуре двух начал: мужского и женского, неразрывно связанных и одновременно соперничающих между собой, взаимно дополняющих и отталкивающих друг друга» [3].

В наиболее общем виде дихотомия мужского - женского в гендерной картине мира может быть представлена следующей схемой:

Гендерная картина мира

 

 

 

 

Рубанцова [4].

(Примечание – круги пересекаются, потому что в мире не существует «чистой» мужественности или женственности) Коноплева, [5].

Описанные выше понятия реализуются в обществе (и, соответственно, в литературе) в виде гендерных стереотипов (обобщенных представлений о типично мужском и типично женском. Нам представляется возможным рассмотрение понятий «мужественности» и «женственности» и «гендерных стереотипов». Приведем таблицу:

Гендерные стереотипы

 

Гендерные стереотипы мужественности

Гендерные стереотипы женственности

Логичность

Интуитивность, абстрактность

Инструментальность/сознательность

Экспрессивность, бессознательность

Власть

Подчинение

Порядок

Хаос

Независимость, индивидуальность

Близость, коллективность

Сила Я

Слабость Я

Импульсивность, активность

Статичность, пассивность

Непостоянство, неверность

Постоянство, верность

+

-

 

 

Знаки + и – в последних строках обозначают, что «мужское" традиционно считается "более правильным", чем "женское".

Все вышесказанное позволяет нам определить основной объект и цели гендерных исследований в литературоведении. Объектом гендерных исследований в литературоведении являются взаимоотношения мужчин и женщин как социальных и культурных субъектов, а также зафиксированные в литературе социально-психологические стереотипы «мужественности» и «женственности». Целями же таких исследований являются следующие:

- описать модели мужского и женского поведения в художественном произведении;

- проследить историю гендерных отношений персонажей;

- охарактеризовать представления о нормативно мужском и нормативно женском (гендерные стереотипы), воплощенные в художественном тексте.

В заключение хотелось бы подчеркнуть актуальность и перспективность гендерных исследований в современном литературоведении и их несомненную важность в развитии современных наук о человеке и обществе в целом.

 

Ссылки

 

[1] Охотникова С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики. http://www.a-z.ru/women_cd1/html/gender_issledovan.html; Доронина Т. Гендерный дискурс в изучении русской литературы. Трофимова Е. К вопросу о гендерной терминологии: http://www.vvsu.ru/grc/blg/evolution.asp

[2] Шакирова С. Основания гендерных исследований: http://www.undp.kz./~ngorc/mainru/roster/GE.html

[3] (Автор не указан). Философские основания концептуализации гендерной картины мира. АКД. – Тамбовский ГУ, 2003. http://mirrabot.com/work/work_35520

[4] Рубанцова Т. Философия феминизма и культура. Вестник Омского ун-та, 1998. – вып. 4 – с. 35-38

[5] Коноплева Н.А. Гендерные стереотипы//Словарь гендерных терминов. - М., Информация-ХХI век, 2002. - с. 65

[6] Там же, с. 61-65.