Зубкова Ольга Станиславовна
Докторант Курского государственного
университета
К вопросу об
использовании метафор в медицинском дискурсе
Современная медицинская
терминология – одна из сложнейших систем терминов. Она насчитывает несколько
сотен тысяч слов и словосочетаний. Узкая специализация предопределила
возникновение более 200 медицинских специальностей, содержание которых отражают
профессиональные термины. Метафоры являются неотъемлемой частью медицинского дискурса и представляют собой некое направление движения
бессознательной творческой активности медика, участвуя в создании «инвариантного
профессионального образа мира» (термин А.А. Леонтьева). В
соответствии с принципом активности психического отражения, сформулированного в
общепсихологической теории деятельности, продуцирование и восприятие любого
слова (в том числе и метафоры) в речемыслительной
деятельности происходит под влиянием психических образов, дискретных элементов знания,
сформированных у коммуникантов в процессе
деятельности и определяющихся целями, установками, потребностями, эмоциями индивида.
Как справедливо отмечают
психотерапевты Е.А. Леоненко и Г.В. Тимошенко, любое
проявление человека, в некотором смысле есть метафора всей его личностной
структуры в целом и каждой ее составляющей в частности [Леоненко,
Тимошенко 2005: 621]. В любом телесном проявлении человека также содержится
информация об особенностях личности – разумеется, в свернутом виде. И это многоаспектное метафорическое поле представляет собой
основу психологического понимания термина «метафора», что подтверждают
многочисленные медицинские академические издания и справочные пособия.
Например, Большой толковый психологический словарь трактует понятие метафоры
следующим образом: «Лингвистический приём, с помощью которого абстрактное
понятие выражается посредством аналогии. Обычно считается, что у метафоры нет
никаких отличительных особенностей, что они скорее, в той или иной степени
нарушают буквальный смысл и в результате такого нарушения возникают эмотивные и когнитивные эффекты. Метафоры, как и другие формы
фигурального языка, давно привлекают внимание психологов в связи с вопросом о
том, как они распознаются и понимаются, в чем заключается различие между
«хорошей» и «слабой» метафорами, какую роль они играют в коммуникации, как такие
причудливые приемы усваиваются детьми» [Ребер 2001: 442].
В
психотерапии метафора представляет собой один из
способов установления контакта с клиентом. Поскольку психическое действие
не имеет отчетливой внешней формы, то метафора призвана репрезентировать
языковую личность врача и пациента. С одной стороны, психотерапевтическая
метафора приоткрывает внутренний мир клиента, а с другой – внутренний мир
терапевта, способствуя взаимопониманию. Цель
ситуации общения между врачом и пациентом – правильное диагностирование
заболевания путем интерпретации понимания состояния пациента. Однако понимать - значит интерпретировать, но не обязательно знать, «акты осознавания»
имеют место на фоне неосознаваемых психических процессов. Поэтому не оставляет
сомнений факт оперирования индивидом знаниями разных степеней осознаваемости, не всегда выводимыми в «окно сознания», но
способствующими дальнейшему включению опознаваемого слова во все более широкие
и разнообразные системы связей с параллельной опорой на многогранный
предшествующий опыт при одновременном переживании знания и отношения к этому
знанию [Залевская 2005, 2007]. Метафоры в медицинской коммуникации
позволяют представить в сжатом и наглядном виде признаки заболеваний, скрытые от прямого наблюдения.
По
замечанию В.А. Подорога, метафоры являются языковыми
символами, обслуживающими историю жизни и способствующие ее пониманию [Подорога 2005: 88-89]. Поскольку символ – это инструмент
понимания, то метафора, по нашему мнению, представляет собой живое, наглядное
отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального
вербального явления. Описывая симптомы врачу, человек невольно переходит на
язык образов. Исходя из своего телесного опыта, который осознается через
понятные и хорошо знакомые структуры, экстраполируемые индивидом на абстрактные
понятия, в чем и проявляется парадокс метафоры. Описание таких абстрактных сфер
и происходит при помощи медицинской метафоры, отсылающей к знакомому,
известному. Когда метафора, сформирована две ее составные части в определенном
смысле теряют свою обособленность и превращаются в некую новую целостность
несущую определенный вид знания.
Метафора в медицинском
дискурсе является одним из структурных элементов при разработке различных
техник и методик улучшения состояния людей с теми или иными психическими
отклонениями. Смысл подобных техник заключается в смене фокуса внимания врача: вместо девиаций
психического состояния основное внимание обращается на норму, и не просто на
норму, которой, строго говоря, не существует, а на образцы успешного поведения
человека в кризисных ситуациях. При этом устанавливается специфический способ
контакта с личностью, вербальная составляющая которого порождает или блокирует
определенное поведение человека. Такими техниками являются, например, техники рефрейминга контекста, рефрейминга
содержания, представляющие собой искусство построения метафор. Врач должен
правильно сформулировать «программу» и сделать ее доступной
сознанию/подсознанию человека. Психотерапевт выявляет наилучший способ, с
помощью которого человек выполняет определенную задачу, и пытается сделать его
доступным для этого человека. Способ верификации результирующей модели
заключается не в рассуждениях о её соответствии действительности, а в том, что
модель успешно выполняет свои функции. Иными словами, метафора помогает врачу
создавать новые поведенческие выборы для клиента. Эксплицитное выявление
вносимых с помощью метафоры изменений в поведение человека, составляет
значительную часть психотерапевтической процедуры. Примечательно, что в гештальттерапии нередко используются субмодальностные
техники для достижения желаемого результата. Когда одна область вещей
выражается через слова, принадлежащие к другой области вещей, то все вместе проливает новый свет на известное ранее, вследствие
своей новизны. По замечанию Е.А. Леоненко и Г.В.
Тимошенко, тип используемой метафоры определяется не столько самой конкретной
техникой, сколько целью, которую преследует психотерапевт, предлагая клиенту
(либо группе) то или иное упражнение. Таким образом, отнесение какой–либо
метафоры к тому или иному типу зависит не от самой ее структуры, а от целей ее
использования [Леоненко, Тимошенко 2005: 634].
Таким образом, медицинская метафора выступает как призма, через которую человек смотрит на окружающую его действительность и с помощью которой он может выразить свои внутренние ощущения. Метафора в медицинском дискурсе представляет собой систему, при взаимодействии абстрактного и конкретного компонентов которой возникает новое значение, представляющее собой способ репрезентации психологических затруднений индивида и путь их разрешения.
Список литературы
1. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. – М.: Гнозис, 2005. – 543 с.
2. Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник. 2-е изд. Испр. И доп. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007. – 560 с.
3. Леоненко Е.А., Тимошенко Г.В. Метафора и
телесная метафора в психотерапии: опыт осмысления и систематизации //
Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С.
Леви. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2005. – С. 614 – 640.
4. Подорога В.А. Полное и рассеченное /
Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С.
Леви.– М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2005. – С. 67-138.