Яхьяев Г.Я.

Аспирант

                                                                              кафедры истории  

 государства и права ДГУ

Республика Дагестан

 

Сельская община в историко-правовом процессе Дагестана.

Сельское общество в изучаемое время, как и прежде, являлось низовой терроториально-политической единицей союза сельских общин, его основной ячейкой, обозначаемое арабским термином джамаат, хотя были у дагестанских народов свои собственные местные названия.  

Каждое селение имело свою территорию с известными границами, свои адаты и органы управления. Это автономное административное образование, сформировавшееся в результате объединения ряда мелких поселений, заселенных родственными группами, которые в исторической литературе известны как «родовые» или тухумные поселения. Наличие своей территории, а главное проживание на ней различных родственных групп говорят о территориальном характере дагестанских сел. Для всех родственных групп территория их проживания была общая, что придавало джамааатам территориально-географическую стабильность.

Будучи заселены различными родственнымми группами (тухумами), сельские общества, естественно, состояли из них. Тухумы – это не территориальные структуры, что имело место ранее, когда каждый из них имел свое поселение и свою территорию, а общественные, родственные коллективы, части сельской общины, состоявшие, в свою очередь, из малых индивидуальных семей, являвшимися низовыми (низшими) ячейками общественной стрктуры и производственными (хозяйственными) (субъектами производства) единицами общины[1].

Образование территориально-тухумных сел относится в основном к первым векам второго тысячилетия нашей эры. Название территориально-тухумные говорит о том, что тухумы сначала в новом селении заселялись компактно.   Так,   С.С. Агаширинова пишет, что «в прошлом в пределах селения каждая патрономия образовывала свой квартал – мягъле, населеный только ее членами. Вновь выделившаяся семья также лишь в редких случаях поселялась вне квартала своей патрономии». Но, пишет она далее, «с течением времени кварталы утрачивают свой исключительно патрономический характер»[2]. Это компактное проживание на одной территории (в данном случае части села) одной родственной группы, как пережиток предыдущей эпохи истории, наблюдалось и у других народов Дагестана[3]. Но в изучаемое время основной формой заселения сел было смешанное. М.М. Ковалевский по этому поводу писал, что в сельских обществах Дагестана «бок о бок живут члены разных тухумов», «общин родовых, т.е. таких, в которых бы все население принадлежало к одной и той же кровной группе, мы… в Дагестане не встречаем»[4].

Дореволюционные исследователи сравни­вали   тухум с классическим родом и объявляли Дагестан страной господства родового строя. Однако дагес­танский тухум далеко не являлся классическим родом, ту­хум в Дагестане не представлял собой в XIX в. ни хозяйст­венной, ни политической единицы. В Дагестане в этот период господствовал территориальный принцип расселения и хозяй­ственно-политической единицей являлась сельская община, а не тухум. 

Однако существование в далекий период истории Дагеста­на как родовой, так и семейной общин, не вызывает сомнений[5]. В селении Тидиб, да и в ряде других аулов до наших дней сохранились огромные дома, где проживала большая семей­ная община, ведшая совместное хозяйство. Это подтвержда­ется ещё и тем, что аварскому языку известен специальный термин для обозначения такой семьи, а именно “рукьалъул-чи” (буквально — человек из дома), в отличие от термина “хизамалъул-чи” — член малой семьи, возникшего в результате разложения большой семьи. Большая семья представляла со­бой переходную ступень от рода к индивидуальной семье, а поэтому с исчезновением родового строя в основном исчезла и она, уступив своё место индивидуальной семье.

 В изучаемое время основной формой заселения кварталов было смешанное и это было следствием древности территориальных сел. Ф. Энгельс писал на этот счет: «чем больше жил род в своем селе… тем больше родственный характер связи отступал на задний план перед территориальным; род растворялся в общине – марке, в которой, впрочем, еще достаточно часто заметны следы ее происхождения из отношений родства членов общины»[6].

Во всех союзах сельских общин названия тухумов возникли в основном от имен какого-либо видного предка. Им, как правило, мог быть «знаменитейший из предков, лицо, прославившее род (тухум – Б.А.) или своею храбростью, или благчестием, или мудростью»[7]. Тем не менее, тухум не имел характерного для рода тотемного названия, не имел тухумного культа. Название тухума могло меняться с появлением более знаменитых и авторитетных лиц. «Родовых названий, – писал М.М. Ковалевский,   – здесь тухумы не имеют, а обозначаются обыкновенно по имени того лица, которое приобрело почему либо известность в народе [8].

Сказанное М. М. Ковалевским, имело прямое отношение и к другим союзам сельских общин  Дагестана.

    

 



[1] Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин. XIX –начало XX в. М.: Наука, 1978. С. 144. 145.

[2] Там же.

[3] Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. С. 117; Гаджиева С. Ш., Османов М. Ю., Пашаева А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967. С. 96.

[4] Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 2. С. 159.

[5] 2.   Агларов А.М. Сельская община нагорном Дагестане в XVII - нач. XIX     вв. Махахачкала., 1988.С.34

 

[6] Энгельс Ф. Указ. соч. С. 150.

[7] Ковалевский М. М. Указ. соч. Т. 2. с. 149.

[8] Там же.