Гончаров Юрий Николаевич

Учреждение образования

Белорусский торгово-экономический университет

потребительской кооперации

Секция: право

Подсекции: история государства и права

 

Теоретико-правовые идеи о соотношении церковной

и светской властей

 

Основой политической мысли раннего христианства является повиновение государственной власти. В учении Христа высказывается завет лояльности и покорности – “кесарю-кесарево”. В послании апостола Павла к римлянам говорится: “Всякая душа да будет покорна высшим властям”.

Августин Блаженный полагал, что только церковь есть истинный источник власти, то есть Божие государство. Позже была сформулирована доктрина “двух мечей”, согласно которой лишь церковь, как сообщество верующих выше, чем “земной град”. Тем самым он высказал идею господства церкви над государством.

Известный теолог Фома Аквинский полагал, что церковная власть управляет душами людей, светская лишь внешними действиями подданных. А так как главное в жизни-это спасение души, то духовная власть находится над светской.

Таким образом, в средние века в Европе христианская церковь была объединяющей идеей, осуществляющей ориентацию сознания и общественного спокойствия.

Напротив, французский юрист Жан Боден завершил спор верховенства одной власти над другой распространением теории о суверенитете, согласно которой окончательная власть принадлежит государству.

Идея суверенитета была сформулирована как способ осуществления единой власти, противостояния притязаниям на нее папства, а также раздорам аристократии, гражданским войнам и крестьянским восстаниям. Общим итогом явилось признание необходимости центральной сильной власти и одновременно наличие пределов, ограничивающих ее.

Уместно отметить заслугу Н.Макиавелли, состоявшую в том, что политическая мысль стала освобождаться от средневековой схоластики, богословия  и развиваться как результат наблюдения и анализа самой политической практики [1].

В исламе-религии строгого и последовательного монотеизма, акцентирующей безусловную грань между Богом и человеком  имеется строгий и неукоснительный примат Божеского над человеческим требует от человека его безусловного признания. И лишь на основе такого признания Бог, “милостивый и милосердный”, “Господь миров” [Коран 1:1-3] благословляет, согласно понятиям ислама, формы земного жизнеустроения.

Именно принцип абсолютной супрематии Бога и его откровений в Коране обусловливает специфику исламской религии как абсолютного руководителя и наставника жизни, но и как священного посредника между государством, социальными и культурными институтами и общинами.

Указанный принцип абсолютной супрематии Божеского над человеческим в последовательном его толковании противостоит мощной институционализации духовенства и тенденциям становления гражданского общества как автономной совокупности негосударственных, саморегулирующихся институтов, формируемых на правоупорядоченной основе частной собственности. [2]

Таким образом, сложившееся в средние века представление о государственной (светской) и церковной властях отражало тогдашнюю социальную действительность. Этот период человечества не случайно получил название “христианской цивилизации”, когда религия представляла собой ядро, руководящий центр жизни общества. Все другие формы общественного сознания имели лишь исполнительные функции по отношению к церкви, в том числе и политика. Безраздельное господство религии, ее проникновение во все сферы жизни, преимущество над государством  сформировали и определенные политические нормы.  

Неограниченные возможности религии для сохранения власти обусловлены спецификой ее идеологического воздействия на общество. Специфика религиозного воздействия на общество проявляется в самых различных аспектах: церковь якобы стоит выше классовых противоречий, так как провозглашает небесные ценности, объединяющие все социальные ценности, объединяющие все социальные группы; апеллирует к таким идеалам, нормам и регуляторам человеческого поведения, которые могут взаимно уравнивать реальные антагонизмы (божественная воля и царство божье).[3].

В настоящее время соотношение и взаимодействие светской и церковной властей все более усиливается и осложняется. С одной стороны, государство юридически регламентирует отделение церковной власти собственно от политической, с другой же признает необходимость церковного вмешательства, в том числе воздействия на духовную и культурную сферы жизни общества.

При этом паритет интересов указанных властей разграничен и объединен  целями – укреплению государственности и суверенитета со стороны и в интересах государства и соответственно становление, и развитие духовно-нравственной личности со стороны церкви.

Отмечаемая ныне активность церковной власти не оставляет без внимания ни одну социальную проблему. Теологи предлагают несколько вариантов решений острых государственных задач, в частности экологических и демографических проблем и т.д. Все это необходимо не противопоставлять и отождествлять не как конкуренцию властей, а рассматривать в качестве импульса социального подвижничества.  

Литература

1. Давыденко С. Утрата нравственных идеалов опасна //Бел.думка.-2000.-N4. Стр.103-109

2. Т.Ворожейкина, Е.Рашковский, А. Умнов. Гражданское общество и религия // Мировая экономика и международные отношения.-1997.-N8 С.-74-81

3. Г.А. Круглова. Политика и религия // Вестник БГУ, секция 3.-2003.-N2 С.79-83