Пронина
Анжелика Николаевна
Елецкий
государственный университет им. И.А. Бунина
К вопросу о роли активности в процессе социализации-индивидуализации
личности.
Изучение активности
личности сложилось в рамках субъект-субъектного подхода к социализации,
согласно которому растущая личность признаётся непассивным участником процесса.
Этот подход отражён во многих социально-педагогических исследованиях. Одним из
первых на активность индивида в процессе социализации обратил создатель
направления символического интеракционизма Дж.Г. Мид. По Дж. Г. Миду, активная
роль самого человека в процессе социализации связана с тем, что и общество, и
социального индивида конституирует (в данном случае – формирует основы)
совокупность межиндивидуальных взаимодействий. Социальный индивид является
источником движения и развития общества».
Принцип субъектности
личности учитывается и большинством отечественных специалистов (Г.М. Андреевой,
У. Бронфенбреннера, И.С. Кона, А.В. Мудрика) в предлагаемых ими дефинициях
социализации. В частности, И.С. Кон отмечает: «социализация не есть
механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий
как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной
активности, инициатором и творцом новых общественных форм». Взгляд И.С. Кона на
социализацию отличает неизменное акцентирование активной позиции человека в
ходе социализации. Социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в
творческо-преобразовательной общественной деятельности». У А.А. Реана «личность
– это не только социальный индивид, но и активный субъект социального развития,
и не менее важный субъект саморазвития. Важно не просто говорить об усвоении
индивидом социального опыта, но необходимо рассматривать личность в качестве
активного субъекта социализации. Социализация представляется как процесс
включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих
отношений».
На активность личности
обращает внимание социальный психолог Г.М. Андреева и подчёркивает двусторонний
процесс социализации: «социализация - двусторонний процесс, включающий в себя,
с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в
социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс
активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его
активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный
опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.
Этот момент преобразования как раз фиксирует не просто пассивное его принятие,
но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта,
т.е. в известной «отдаче», когда результатом её является не просто «прибавка» к
уже существующему социальному опыту, но и его воспроизводство, т.е. продвижение
его на новую ступень».
В интерпретации А.В.
Мудрика понятия «социализации» подчёркивается прямая взаимосвязь и
направленность социализации на индивидуальное, автономное развитие и
саморазвитие человека. Для решения возрастных задач человек более или менее
осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е.
проявляет свою субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное
своеобразие). В социальное вплетено индивидуальное» [7].
Таким образом, в
субъект-субъектном подходе к понятию социализации через обозначение активности
личности прослеживается самостоятельная попытка и стремление человека к собственному, индивидуальному развитию, что отражает процесс
индивидуализации. Мы считаем, что активность является связующим звеном
социализации-индивидуализации личности.
Выявление роли активности
в процессе социализации-индивидуализации следует рассматривать в русле
психологии субъекта, которая изучает причины, процессы, факторы становления
человека как субъекта.
Субъект – это человек,
люди на высшем (индивидуализировано для каждого из них) уровне активности, целостности (системности),
автономности и т.д.
Как известно, категория
субъекта является общефилософской и раскрывает качество активности человека,
выявляет его место и роль в мире, способность к деятельности, самодеятельности,
самоопределению и развитию.
Ещё в идеалистической философии
понятие субъекта указывало на источник активности. Согласно Гегелю, активность
имманентна субъекту. Фактически же – наоборот – субъект организует
(реорганизует, направляет и т.д.) активность.
В.А. Петровский
рассматривал активность в качестве главной характеристики субъекта. Активность
– присущая субъекту самостоятельная форма движения, воспроизводящая и
расширяющая его способность к деятельности в предметной среде. Согласно
концепции активной личности А.Ф. Лазурского, активность – есть мера
устойчивости субъекта к влияниям окружающей среды и мера воздействия на среду.
По В.С. Мерлину «личность характеризует человека как субъекта, активно
преобразующего действительность..» [8].
К.А. Альбуханова-Cлавская подчёркивает, что понятие
субъекта не может применяться как эпитет по отношению к категориям сознания,
активности. Через понятие субъекта передаётся мера его активности, и
направленность…. Личность достигает субъектности в ходе активности – таком
способе самовыражения, при котором обеспечивается целостность, сохраняется автономность
личности [1]. Наиболее отчётливо объясняется активность и её роль в развитии в
теориях интегральной индивидуальности.
Если суммировать
параметры субъекта, которые были предложены в некоторых философских и
психологических исследованиях, то в качестве основного критериального свойства
выделяют активность.
В работах, посвящённых
изучению активности, разработано несколько дефиниций активности приложимых к
понятию субъекта. В.А. Петровский рассматривает понятие «субъект активности»,
которое предполагает возможность воспроизводства человека как субъекта
активности в жизни других людей и его собственной. Предметом исследований А.К.
Осницкого и Л.Н. Павловой стала целостная характеристика активности человека,
обнаруживаемая в деятельности и поведении человека,- субъектностная активность.
Л.Н. Павлова обращает внимание на то, что: «Субъектная активность является
стержнем структуры личности, одним из её базовых компонентов. Личность не будет
личностью в деятельности в полном смысле этой категории, если из её структуры
изъять активность: исчезнет стремление к деятельности, поведение будет
пассивным, пропадёт мотив к самосовершенствованию, самообразованию» [5].
Для характеристики
понятия «субъектная активность» используются имеющиеся в науке представления
разных авторов о самодетерминации (А.В. Брушлинский), внутренних источников
детерминации активности человека (Л.Я. Дорфман, В.С. Мерлин), специфической форме активности (свободе), о
субъекте как интеграторе и высшей системной целостности всех его сложнейших и
противоречивых качеств, инициаторе активности (К.А. Альбуханова-Славская, А.В.
Брушлинский). На основании этих представлений основными признаками субъектной
активности человека являются осознанность, опосредованность ценностными
ориентациями, внутренним характером регуляции (саморегуляции) Активность
проявляется в структурировании субъектом своей деятельности, в определении её
задач, их последовательности, согласовании внешних событий деятельности со
своими усилиями, организации её пространства. Активность, согласно гипотезе
А.В. Брушлинского – это интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворённости.
Он рассматривает удовлетворённость в интеграле притязаний и саморегуляции
личности, который представляет собой систему её активности. Последняя же
характеризует не только систему организации субъекта, но способ связи субъекта
с действительностью, в которой он осуществляет деятельность [3].
В связи с проблемой
развития человека появляются варианты полисистемного подхода к исследованию
человеческой природы и источников его активности – Многие исследователи
придерживаются 2-факторного подхода к развитию и поведению человека - влияния
наследственности и среды. «В действительности человеку присущи формы
активности, обусловленные и внешними, и внутренними источниками одновременно»
[4] .
По мнению А.А. Волочкова,
существует третий фактор – собственная активность субъекта, способного в
определённых рамках блокировать (усиливать) как позитивные, так и негативные по
отношению к требованиям конкретной ситуации или деятельности организменные или
средовые ограничения. Таким образом, учёт в единой системе активного
взаимодействия трёх факторов – генетического, средового и активно субъектного –
позволяет выстроить более реальную картину развития психики и понимания
конкретного человека [4].
По словам В.Э.
Чудновского, в работах С.Л. Рубинштейна и его последователей, основательно
раскрыта активная роль внутренних условий, опосредующих все внешние
воздействия, но внешнее зависит от внутреннего не только в том смысле, что
всякое внешнее воздействие реализуется через внутреннее, но и более
непосредственно – внутреннее имеет и свой непосредственный источник активности
развития.
В исследованиях В.В.
Белоус, А.И. Щебетенко отмечается, что внутренние и внешние источники и типы
детерминации направлены друг на друга не прямо, непосредственно, а
опосредованно, через инициируемые ими формы активности. Л.Я. Дорфман вводит
понятие полифоничность активностей, под которыми следует понимать некоторое
множество форм активностей, имеющих внутренне-внешнюю каузально-целевую
обусловленность и взаимодействующих между собой. В системе интегральной
индивидуальности Л.Я. Дорфман выделяет четыре формы активности обусловленных
внутренней каузальной детерминацией; внутренней теологической детерминацией,
внешней каузальной детерминацией; внешней целевой детерминацией [6] .
Теоретический анализ
показал, что активность является неизменным условием, фактором, превращения
личности в субъект. С одной стороны, активность направлена на усвоение
человеком социальных норм, ролей и обеспечивает его успешную социализацию, с
другой – субъектная активность, являясь внутренним источником развития
личности, направлена на становление и сохранение его индивидуальности,
характеризуя процесс индивидуализации
Список использованной литературы.
1. Альбуханова-Славская К.А.
Активность и сознание личности как субъекта деятельности.- М: Просвещение,
1989.- С. 126.
2. Белоус В.В., Щебетенко А.И.
Человек как интегральная индивидуальность.- Пятигорск, Пермь: Изд-во
Пятигорского государственного лингвистического ун-та,1996.- С. 90-134.
3. Брушлинский А.В. Психология
индивидуального и группового субъекта/Под ред. А.В. Брушлинского, М.И.
Воловиковой. - М.: ПЕРСЭ, 2002.- С.9-323
4. Вяткин Б.А. Полисистемное
исследование индивидуальности человека/ Под ред. Б.А. Вяткина.- М.:ПЕРСЭ,
2005.- С.12-118.
5. Дорфман Л.Я. Интегральная
индивидуальность. Я-концепция, личность. Монография.-М.:Смысл, 2004.- С.30.
6. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный
мир: методологические и теоретические проблемы.- М.: Смысл, 1993.- С. 69.
7. Мудрик А.В. Социализация человека
[Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности
050711 (031300) «Социальная педагогика»/ А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2006.-
С.58.
8. Мерлин В.С. Личность как предмет
психологического исследования: учебное пособие к спецкурсу.- Пермь, ПГПИ,
1998.- С.128-236