ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Тафаев Г.И.
Чувашский государственный педагогический университет
им.И.Я.Яковлева
В 90-ые годы ХХ в. в ходе своих исследований нами были
предложены следующие направления
трансформации:
·
военно-политическая;
·
социально-экономическая;
·
религиозная;
·
территориальная;
·
этнокультурная
(этноязыковая);
·
антропологическая;
·
этнопсихологическая
В 2001 г. я познакомился с чувашским исследователем
И.Н.Афанасьевым, который активно разрабатывал тему в области этнического
характера народов Среднего Поволжья.
Исследователь в 2003 году подарил мне монографию «Этнический характер и детерминирующие условия среды» с надписью: «Геннадию Ильичу, смелому историку
и прекрасному человеку, от автора». Изучая данную монографию, я пришёл
к выводу о целесообразности
добавить к направлениям трансформации 7-ой пункт об этнопсихологической
трансформации. Мы часто с ним
беседовали о расколе духовного мира болгар, «худых» болгар и чуваш. О причинах
раскола говорится в работах А. Дж.
Тойнби, С. П. Хантингтона. Говорили о крайностях
чувашского менталитета. В чём причина
зависти и мстительности чувашской элиты и народа. Чуваш, получив диплом
кандидата наук, начинает «есть» докторов наук. Чувашская интеллигенция, чуть
поднявшись наверх, пытается преграждать дорогу другим. Просветитель чувашского
народа И.Я.Яковлев об отрицательных чертах
чувашской интеллигенции отмечал, что
такой путь приводит к «разбитой корыте».
В Духовном
завещании великого российского
просветителя И.Я.Яковлева о вере в бога
говорится:
«Во имя Отца
и Сына и Святого духа!
Обращаюсь к Вам первым, друзья и родичи чуваши. О вас болел я душою, к вам в этот час
обращается мысль моя, и вам первым хочу сказать мои последние пожелания.
Крепче всего
берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера скрывает силы ума и сердца,
дарует внутренний мир, утешает и
ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет в счастье и удаче.
С верой в Бога не страшны жизненные испытания: без веры в него холодно и мрачно
на земле. Веруйте, что есть
мздовоздатель за добро и за зло, что есть высшая правда – есть Божий суд,
грозный и праведный».
Раскол души (психологии), уход в «никуда» (бегство), поиск веры в
бессмертии этнодуши. И.Я.Яковлев утверждал:
·
берегите веру;
·
вера окрыляет;
·
вера утешает;
·
вера ободряет;
·
вера очищает;
·
вера просветляет.
А. Дж. Тойнби в работе «Постижение истории» об этнопсихологических процессах так писал,
что этот образ жизни уводит от Мира сего; цель его – обрести убежище. И именно
уход из посюстороннего Мира наиболее привлекателен для человека, избравшего
этот путь. Философ-отшельник сознательно налагает на себя многочисленные
ограничения и подчиняет себя жёсткой дисциплине, считая это путём духовному
самосовершенствованию. Импульс, движущий им, есть импульс отказа, а не импульс
стремления. Философ видит в успешном удалении от Мира сего истинную и высшую цель Человека. Эллинские
философы изображали состояние освобождённого мудреца как состояние состояние
блаженного созерцания. Это и интеллектуальная радость, восхищение совершенной
геометрческой фигурой, и наслаждение от неблюдения за круговращения светил, и эмоциональное блаженство от
экстатического союза с божественной стихией Вселенной. 1.
Чтобы
понять этнопсихологическое направление трансформации, необходимо понять
историческую психологию, которая
изучает психологическую специфику отдельных исторических эпох.
Для нас,
чуваш, такими эпохами, по моему мнению, являются:
·
алтайская эпоха;
·
северо-кавказская;
·
волжско-камская;
·
ордынская;
·
российская.
Древние
болгары (чуваши) прошли пять исторических эпох (трансформаций) и для каждой
эпохи имеется свой исторический психологический тип болгар, хазар, сувар, чуваш.
Историческая психология занимается изучением специфики
(модулей по Г.И.Тафаеву) цивилизаций.
Мы
подразделяем цивилизации, которые были
и ушли в жизни древних болгар:
1.
Старотюркская
(древнетюркская) цивилизация (Империя хунну, Империя Аттилы, Великая Болгария, Хазарский каганат, Сувария,
Волжско-Камская Болгария (носители р-языка);
2.
Новотюркская
цивилизация (Тюркский каганат, Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты,
Золотая Орда, Татарские ханства ХV-середины ХVI в.в.
Чтобы понять процесс этнопсихологической трансформации, необходимо
учитывать достижения этнографии, этносоциологии, этнологии, этнопсихологии и
этнопедагогики.
Таким образом, в ходе изучения процессов
(и этапов) этнопсихологической трансформации народов (цивилизаций) все
перечисленные науки являются компонентом более полного
осмысления трансформации.
Этнопсихология – наука, возникшая на границе социальной психологии,
социологии этнографии, которые в той или иной мере изучают национальные
особенности человеческой психики.
Философия и социология теоретически осмысливают психологическое
своеобразие этнических групп, и, прежде всего нации, кроме того, специфику его
влияния не межнациональное общение людей. Отечественная теория наций и многие
представители социологической науки за рубежом
признают наличие специфических черт и их особого сочетания (психологического склада) у представителей той
или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении. 2.
И.
Н.Афанасьев отмечает, что в их деятельности и поведении этнопсихология изучает
факты, закономерности и механизмы
проявления психической типологии,
ценностных ориентаций и поведения представителей той или иной этнической общности. Она
описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри
общности и между этносами, живущими длительное время в одном геоисторическом пространстве. Этнопсихология отвечает на вопрос: как социальные и личностные
механизмы идентификации обособления исторически порождали глубинные психологические
феномены – национальное самосознание («Мы»), позитивными компонентами самовосприятия; осознание соседних
этносов («Они»), амбивалентную направленность
их соотношения (принятие и сотрудничество с одной стороны, обособление и
агрессию – с другой).3.
Когда и в каких условиях для древнеболгарской цивилизации появляется понятие «Мы – Они».
·
Афганистан – Памир: «Мы»
- болгары (палхар),
«Они» - окружении;
·
Империя хунну: «Мы» - тюрки; «Мы» - иранцы,
«Мы» - тюрко-иранцы (носители р-языка).
1.
В Памире-Афганистане
(палхар) болгары были этноносителями иранского языка (индоиранцы).
2.
В Империи хунну болгары были носителями тюркского (древнетюркского) языка.
3.
По утверждению чувашских
языковедов древние тюрки, смешавшись с болгарами (палхарами) в ходе
этноязыкового смешения стали носителями р-языка.
4.
Параллельно, в условиях
Империи хунну, существовали тюрки, говорившие на з-языке (татаро-кыпчакский тип).
Таким образом,
«Мы» являлись болгарами,
носителями р-языка (огуры, болгары, сувары, хазары). «Они», тюрки (татары, кыпчаки, огузы), - носители з-языка.
Мы
считаем, что идентификация древних болгар шла по языковому признаку,
который проявился в условиях Империи хунну и Империи Аттилы. Такое этноязыковое деление наблюдалось у древних болгар на
Северном Кавказе, Хазарском каганате, Волжско-Камской Болгарии.
Чёткая идентификация болгар по языку, культуре и
религии усиливается в годы Золотой Орды
и Казанского ханства. Разгром и геноцид болгар со
стороны татаро-кыпчаков закрепил понятие «Мы» - язычники; «Мы» - носители р-языка (своего языка); «Мы»
- носители своей культуры и традиции.
Причинами ускоренной этнопсихологической
консолидации и идентификации болгар
послужил разгром в 1236 г. Волжско-Камской
Болгарии врагами («Они»).
Какие процессы привели в Ордынскую эпоху к резкой
этнопсихологической трансформации
болгар, «худых болгар», чуваш?
Мы называем этот период Ордынской эпохой (с
1236-1552гг.) В 1236году 150-тысячная монголо-татарская армия вторглась в Волжскую Болгарию. В ходе
двухмесячных боёв болгарская армия была разбита. В 1223, 1229, 1232 гг. болгары
разбивали татарские отряды, но сил у
болгар на отражение агрессии в 1236г. оказалось недостаточно.
В 1239-1241 гг. болгары вновь вернули себе
независимость, но восстание было подавлено. Ордынская эпоха длилась более
300 лет.
Как
отмечает А. Дж. Тойнби, произошёл
распад души. Этнопсихология болгарского народа стала трансформироваться по направлениям:
·
культурной идентичности;
·
языковой принадлежности;
·
ментальности;
·
ценностным
критериям личности.
В
условиях распада души идёт поиск сходства
«Мы» и поиск различий «Они».
Историкам, конечно, приходится реанимировать этнопсихологию болгаро-чуваш, татар-кыпчаков.
И.Н.Афанасьев в своей монографии о механизмах функционирования этнического самосознания пишет, что в
отечественной этнопсихологии и этнопедагогике за последние десятилетия внесли
значительный вклад в исследование этнического
сознания и самосознания Т.Ю.Бурмистрова,
Г.Н. Волков, А.А. Дергач, Л.М. Дробижева, М.С. Джунусов,
С.В. Лурье,
Т.Д. Марцинковская, В.С. Мухина, В.В. Пименов, Г.У.Солдатова,
В.С. Собкин, Т. Н. Петрова и др.
С точки
зрения содержания и динамики его развития в этнической среде первостепенный интерес представляет онтогенетическая концепция В.С.Мухиной,
которая даёт возможность рассматривает феномен самосознания личности в аспекте
исторического развития человека как
носителя индивидуального жизненного пути и преемника этнических традиций.
Исходя из онтогенетической концепции В.С. Мухиной,
структура этнического самосознания личности строится внутри порождающей её
системы – той человеческой общности, к
которой принадлежит личность и имеет неизменные звенья. Выступающие внутренними факторами рефлексии
её отношения к себе и к окружающему миру
и содержательно развивающиеся в зависимости от производственных отношений, ценностных ориентаций, обрядов, лбычаев,
вероисповеданий того или иного этноса.
Согласно
В.С.Мухиной структуру этнического самосознания составляют:
1) идентификация с именем;
2) особенности
притязаний на признание в традиционных и новых видах деятельности через быт, обычаи, религию;
3) половая
идентификация, детерминированная стереотипными формами мужского и женского
поведения, присущих этносу;
4)
психологическое время(прошлое, настоящее, будущее) конкретной личности и
этноса, к которому оно принадлежит;
5) социальное
пространство этнической личности, её субъективно оцениваемые права и
обязанности, которыми она обладает в системе национальных обычаев и традиций
своей общности.
Психология любой
группы (большой и малой) включает в себя определённую систему элементов:
·
общественно-психологические
свойства (потребности, интересы, идеалы, черты психического склада данной о языковой
группы;
·
общественно-психологические
отношения, включающие традиции,
обычаи, семейно-брачные отношения, симпатии, антипатии, психологическую
совместимость;
·
общественно-психологические
состояния:эмоции, чувства, настроения;
·
Общественно-психологические
процессы: подражание, внушаемость и т.д.
Наиболее глубокую основу образуют потребности. Другим важным составным
её элементом является набор социальных ролей, выплняемых и усвоенных личностьюв
процессе взаимодействия со средой. К
этим же элементам относится и
этническая ориентация.
Этническая психология имеет свою
материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у
представителей этноса, этнические общности в мировосприятии, устойчивых формах
поведения, чертах психологического облика,
в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе.
Национальная психология существует в виде специфических этностереотипов,
качеств национального самосознания. 4.
Происходит:
·
распад цивилизации;
·
отказ личности
от привычных норм поведения;
·
инверсия сословий;
·
отказ от традиций;
·
отказ от устоявшихся
ценностей (подмена ценностей);
·
уход в отшельничество
(пример «худых болгар» уход в леса, болота и овраги Горной Болгарии).
По А.Дж. Тойнби
уход в отшельничество – это отрицательность; но с позиции болгарского этноса - это сохранение и
Возрождение себя («Мы») в условиях новых земель Горной Болгарии.
Болгарская
аристократия «худых болгар», уводя от татарского геноцида свой народ в
леса и болота Горной стороны (Болгарии)
спасла и возродила старые ценности (тюркское язычество). По А. Дж. Тойнби о процессе ухода можем сказать, что болгарская цивилизация, уйдя в марийские леса и болота, оказала прогрессивную цивилизационную роль
среди черемисов за 500 лет 1500 болгарских слов в ходе этнокультурной и
этноязыковой трансформации вошли в состав марийского (черемиского) языка.
И.Н.Смирнов впервые назвал болгарский язык древнечувашским
языком, впервые ввёл понятие «болгарская цивилизация» и показал её роль в
развитии финских народов Поволжья и Приуралья в Средневековье. И.Н.Смирнов впервые (ещё до Н.И. Ашмарина)
обосновал преемственность болгарской и чувашской цивилизаций.
По
И.Н.Смирнову:
Выводы:
1. Этнопсихологическая
консолидации болгаро-чуваш произошла на основе языческой религии;
2. Формирование чувашского этноса произошло на
основе идентичности носителей р-языка;
3. Древнеболгарская цивилизация окала большую роль в этноязыковой,
этнокультурной, этнопсихологической трансформации народов Среднего Поволжья.
Литература.
1. Тойнби, А.Дж. Постижение истории/ А.Дж
Тойнби- М., 2003.
2.Афанасьев, И.Н.Этнический характер и
детерминирующие условия среды
/И.Н.Афанасьев - Чебоксары, 2003. –
С.12-13.
3. Этнический характер… - С.14.
4.
Этнический характер…- С. 22-23.