Нуржанова Сажила
Абдисадыковна. ст.преподаватель
Казахский агротехнический
университет им. С.Сейфуллина
Казахстан г.Астана
Теоретические аспекты
формирования креативности будущих специалистов
С возрастанием
роли фактора личности в решении экономических и социальных проблем особенно актуальной становится необходимость выработки у будущих специалистов интегрального стиля мышления,
то есть умения наблюдать и анализировать факты и явления, креативно мыслить и
принимать профессионально грамотные решения.
Современное
общество испытывает потребность в креативных
личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и
социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и
обновляющемуся миру.
В современной психолого-педагогической науке
проблема креативности занимает важное место как проблема развития личности.
Креативность рассматривается как
универсальная познавательная творческая способность, как чувствительность к
проблемам, независимость в сложных ситуациях, как компонент общей умственной
одаренности, как качество несводимое к интеллекту. Этой проблеме посвящены
работы отечественных и зарубежных ученых А.Маслоу, Дж. Гилфорда, А.Бине,
Ф.Барлетта, П.Торренса, В.И.Андрееева, В.Н. Дружинина, Д.Б.Богоявленской,
Г.С.Батищева и др.
В аспекте профессиональной педагогики
опубликованы труды Н.А.Алексеева, С.М.Вишняковой, Н.Ф.Бабиной, А.А.Балаева,
А.П.Панфиловой, Л.А.Степановой, С.И.Мельниковой и др. Креативность в
профессиональной педагогике рассматривается как способность к творчеству, процесс
проявления чувствительности к проблемам.
Зарубежные исследователи также пытались охарактеризовать критерии
креативности (Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд и др.). Такие попытки были предприняты
даже раньше, чем в отечественной психологии. Так Дж. Гилфорд выделил четыре
основных параметра креативности:
1.оригинальность–способность продуцировать
отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2. семантическая гибкость – способность
выделять функцию объекта и предложить его новое использование;
3. образная адаптативная гибкость –
способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые
признаки и возможности для использования;
4. семантическая спонтанная гибкость –
способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
Также, Дж.
Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
- способность к обнаружению и постановки проблем;
- способность к генерированию большого числа идей;
- гибкость – способность к продуцированию различных
идей;
- оригинальность – способность отвечать на
раздражители нестандартно;
- способность усовершенствовать объект, добавляя
детали;
- способность решать проблемы, т. е. способность к
анализу и синтезу.
Примеры показателей Дж. Гилфорда
свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи как с интеллектом, так
и личностью.
Научные исследования по
данной проблеме появились и в Республике Казахстан: формированию творчески
развитой личности в аспекте гуманизации образования на основе межпредметных
связей (А.А.Бейсенбаева). Этой проблеме посвящены работы по формированию
готовности будущих учителей к творческой деятельности в школе (В.В.Шахгулари),
формированию творческой личности старшеклассников в процессе
вербально-познавательной деятельности (Б.А. Жетписбаева), определению
педагогических условий формирования творческих способностей студентов
(А.Кенжебаева), формированию профессиональной компетентности будущих
специалистов в системе высшей школы (Б.Т.Кенжебеков), формированию креативности
будущего специалиста в системе университетского образования (Б.А.Оспанова) и
др.
Многие из
ученых понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном
свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной
противоположностью шаблонного мышления и рождает оригинальные решения.
Слово «креативность»
происходит от английского “create”, что означает создавать, но не каждый
процесс создания можно называть креативностью. Креативность по своей сущности
означает придумывание различных способов реализации своих задач, где каждый из
способов в той или иной мере ведет к достижению результата. В итоге каждый из
придуманных способов расширяет наш выбор и добавляет гибкости. Креативность в
таком случае это качество человека, определяющее его способность к
генерированию идей, расширяющих выбор в контексте достижения определенных
целей.
Исходя из
определения, данного В.Н. Дружининым, креативность это способность, а способность – качество, развивающееся в
процессе жизнедеятельности, следовательно, и креативность – величина не
статичная, а развиваемая, проявляющаяся в состоянии «активной креативности».
Таким
образом, проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему
креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к
творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного
подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и
соответственно с ним развивается креативность. К настоящему времени можно
говорить о сложившейся традиции понимания креативности как способности,
отражающей глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности,
принимать нестандартные решения, выходить за пределы известного; как
интегрального свойства личности, воплощающего ее творческие возможности. К
числу ключевых характеристик креативности
относят интуицию, фантазию, выдумку, дар предвидения, оригинальность,
инициативность, высокую самоорганизацию, работоспособность.
Проведенный нами анализ
психолого-педагогической литературы
показывает, что многие исследователи проблемы творчества обращались к
рассмотрению вопроса об условиях формирования креативности.
Е.Торранс
предложил педагогическую модель, стимулирующую продуктивность творческой
деятельности с помощью методов, удовлетворяющих следующим требованиям:
1. Возбуждать
взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;
2.
Обеспечивать «реалистическое» столкновение с проблемой», погружение в нее,
эмоциональную вовлеченность;
3. Приводить к столкновению противоположных
понятий, образов, идей.
Психолог В.Н.
Дружинин считает, что креативность
является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет
окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
- отсутствие
образца регламентированного поведения;
- наличие
позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие
способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми
креативными способностями);
- создание
условий для подражания творческому поведению;
- социальное
подкрепление творческого поведения.
Таким
образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию.
Крупнейшие дидакты И.Я. Лернер
и М.Н. Скаткин обратили внимание на то, что, несмотря на данную от природы
способность к творчеству, каждый человек может реализовать ее на разном уровне.
Только целенаправленное обучение даст возможность обеспечить высокий уровень
развития заложенных творческих способностей.
На основании проведенного исследования мы
считаем возможным выделить следующие особенности хода педагогического процесса
при формировании креативности будущих специалистов: партнёрство преподавателя и
студентов в учебном процессе при возможности обучащегося самостоятельно
отбирать область исследований и необходимую для этого информацию. Одним из
важнейших моментов при этом является отсутствие готовых, систематизированных
знаний, подлежащих усвоению; учащийся самостоятельно систематизирует знания; из
множества впечатлений, знаний и понятий студент строит свой собственный
креативный проект; широкое использование вопросов
дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как
учебного, так и внеучебного характера.
Основным элементом учебного процесса
становится информация – противоречивые, несовпадающие друг с другом сведения,
требующие дальнейшей систематизации и упорядочения самим студентом – субъектом
творчества, в отличие от знаний – проверенных, истинных, непротиворечивых
принятых обществом постулатов; ориентация преподавателя на креативную деятельность самого студента.
Деятельность студентов, основанная на
активности и самостоятельности и осуществляемая соответствующими методами,
выбранными педагогом, является главным условием разрешения противоречий
процесса обучения. Эта главная посылка реализуется в условиях, создаваемых
преподавателем, и поэтому сама его деятельность является объективным условием
для успешного протекания процесса обучения.
Сегодня
система образования должна готовить специалиста, способного работать творчески,
нестандартно. Поэтому основной задачей на всех уровнях является развитие
творческо-креативного мышления, творческого подхода к реализации образования, а
не просто вооружение будущего специалиста новой информацией. При этом главным
средством решения этой задачи является формирование способностей к постоянному
саморазвитию собственной профессиональной деятельности.
Использованная
литература:
1. Богоявленская
Д.В. Психология творческих способностей – М.: Академия, 2002.
2. Вишнякова
Н.Ф. Креативная психопедагогика. – Минск, 1995.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер, 2000.
4. Зиновкина М. Креативная технология образования.
//Высшее образование в России, 1999.
5. Оспанова Б.А. Научные основы формирования креативности будущего специалиста в
условиях университетского образования. Монография: МКТУ. - Туркестан, 2006.