Философия /4. Философия культуры
К.ф.н. Иванов В.В.
Северо-Кавказский государственный технический
университет, Россия
Искусство как средство
выражения этнической идентичности
С середины 60-х годов ХХ
века во всем мире происходит серьезные изменения культурной ситуации.
Расширяющиеся межэтнические контакты усиливают глобализационный аспект
культуры. Глобализация оказывает трансформирующее
воздействие на духовные сферы общества, формирующие личность, расшатывает ее
традиционную этническую систему ценностей. Трансформации, порождаемые
глобализацией, существенно преображают морально-этический, психологический
облик человека, а значит, и облик современного общества. При всех положительных
тенденциях влияния глобализации отмечаются деструктивные изменения общественного,
индивидуального сознания. Это находит свое отражение в явлениях дегуманизации,
отчуждения, представлениях об абсурдности человеческой жизни, нуждающихся в
философской рефлексии.
В современной
культуре вызывает беспокойство то, что размывание этнической идентичности,
порожденное влиянием глобализационных процессов, способствует нивелированию
этнокультурной детерминации современного искусства. «Достижение» современного
общества состоит в том, что оно пришло к существенной утрате традиционных
связей и общих ценностей. В массовом обществе, которое является в значительной
степени отражением эпохи постмодернизма, человек чувствует себя изолированным и
одиноким; у него нет убеждений, их заменяют лозунги и идеологические штампы,
которые он черпает из средств массовой информации. В то же время, попытка синтезировать мировой язык,
мировое искусство всегда с неизбежностью проваливалась, подобные формы культуры
оказывались неизмеримо беднее национальных языков, национальных искусств.
Искусство интересно и ценно только тогда, когда оно глубоко национально, несёт
в себе неповторимый колорит – отпечаток души народа. В
современную эпоху, в век научно-технического прогресса, господства техники,
этническое искусство способно нести духовность, сохранять родовую сущность
народа, «лицо наций».
Народное
искусство, являясь выражением этнической идентичности, опосредует
полифоничность отношений человека с окружающим миром. В основе этнического
искусства лежит традиция, являющая собой сложное соединение философских,
морально-нравственных, художественно-эстетических, социально-исторических
категорий. В связи с этим возникает
необходимость в анализе именно этнического, национального наполнения
определённого художественного произведения. Именно в
процессе изучения этнической культуры накапливаются идеи для утверждения новых
пластических форм художественных произведений. Взаимодействие различных форм
искусства задает динамизм культурному пространству и обогащает его.
Этническая идентичность есть сложный феномен. Для его анализа необходимо применение комплекса методов, позволяющих адекватно отразить взаимообусловленность объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, определяющих специфику формирования и проявления этнической идентичности. Исходным пунктом анализа является изучение рассматриваемого феномена через призму философии культуры с использованием философско-антропологического и аксиологического методов. Выявление сущности этнической идентичности предполагает актуализацию внутреннего содержания личности, прежде всего, ценностной структуры.
Самотождественность человека образуется посредством
идентификации с предельными, наиболее важными ценностными основаниями
этнической культуры, формирующими статичные ментальные сферы этнической идентичности.
К ним относятся определенные стереотипные формы сознания и поведения,
закрепленные в процессе становления этнической идентичности, и обусловленные
спецификой ценностных ориентаций.
Познание
сущности искусства и его влияния на внутренний мир личности, возможно, прежде
всего, на основе системного философского анализа. Искусство по природе своей
является человекознанием, так как окружающий мир, отраженный в его
произведениях, преломляется через призму человеческого восприятия, переживания,
осмысления. В отличие от всех конкретных частнонаучных отраслей знания и,
подобно философии, искусство познает человека не односторонне, а в целостном
его бытии, более того, в органической его связи с миром и в недоступной ни
наукам, ни философии воплощенности общего в единичном, социального в индивидуальном,
общечеловеческого в личностном.
Искусство не просто
образно отражает мир, оно в то же время
и творит его заново, создает новую, идеальную
реальность по образу и подобию материальной. Носителями эмоций в
искусстве выступают образы и символы, организованные с помощью материала в
определенных формах. Через чувства, искусство влияет на весь духовный мир
личности, гуманизирует и нравственно одухотворяет личность. Эмоции и чувства в
искусстве общезначимы, наполнены общечеловеческим смыслом, но вместе с тем они
конкретно-историчны и сугубо индивидуальны. На всех уровнях художественного
сознания: «обыденное художественное сознание», «самодеятельное художественное
творчество», «массовое искусство», «элитарное искусство» - искусство
воздействует на человека комплексно и многогранно.
Искусство способно
прививать человеку высшие духовные ценности, идеалы, вносить нравственные
ориентиры, формировать моральные качества личности. Поэтому главное предназначение искусства – это совершенствовать
человека и мир человека. В нем в эмоционально-образной (символической)
форме воплощаются человеческие идеалы, оно призвано внести гармонию в духовный
мир личности.
Этническая идентичность выступает в качестве ценностного ядра этнической
художественной культуры. Специфичность этнического искусства определяется
характером ценностных доминант, отраженных в различных художественных
произведениях. Этнические ценности, имеющие пространственно-временную
детерминацию (сформированные в процессе исторического развития и проявляющиеся
в этнической жизнедеятельности) являются жизненно значимыми и, следовательно,
объективными. Ценности формируются в некую систему, а
в конкретном ее функционировании - в структуру, элементы которой могут менять
свое положение и содержание, посредством чего трансформируется сама исходная
система. Определение такой аксиосистемы конкретизирует, какие именно виды
ценностей необходимо вычленять в художественной культуре этноса, чтобы
представить аспект ее целостного аксиоразвития. От характера ценностных
доминант в сознании субъекта (эстетические, этические, экзистенциальные,
художественные ценности), и специфики их взаимосвязей зависит иерархическое
строение его аксиосистемы, находящее, в свою очередь, выражение в
художественной культуре. При этом именно в художественной культуре
ценностно-оценочные пересечения являются в наиболее слитной, целостной (в своем
взаимопроникновении) форме.
Анализ процессов
социальной детерминации художественного творчества является актуальной задачей
на современном этапе, так как разнообразные культурно-исторические процессы и
изменения, произошедшие в XX веке, требуют глубокого и конкретного их
осмысления. Под этнической детерминацией искусства мы понимаем меру
объективизированного участия этнического субстрата в духовном развитии
современного общества. Эта мера участия устанавливается либо самостоятельно
(внутренняя детерминация), либо посредством актуализации направленности общественных
потребностей, целей и интересов (внешняя детерминация). В новой фазе
развития художественного творчества названной постмодернизмом подверглись
ревизии все предшествующие представления о возможностях и предназначении
искусства. Привычные хорошо выстроенные сюжетные картины стали казаться
каким-то верхним слоем, маскирующим действительность вместо того, чтобы
обнажать ее. Страх перед неведомым, ощущение хаотического сплетения всего со
всем побуждал искусство уходить от внешнего подобия, сторониться непосредственной
обращенности к восприятию. Это стимулировало представления о необязательности
внешней детерминации искусства – особенностями окружающей среды, спецификой этнической
культуры, - о возможности художественного творчества генерировать смыслы внутри
своего языка, извлекая их из собственных средств: света, красок, линий, ритмов,
контрастов, интонации, тембра и т.д. Новая позиция художника была порождена
потребностью найти замену традиционным приемам искусства, не адекватным, с
точки зрения постмодернизма, духу времени и новому чувству жизни.
Этническая идентичность человека в современном мире начинает сочетать
в себе крайности: от тотального отчуждения (маргинальность) до радикального
признания любых позиций (толерантность), но и та и другая лишают образ «Я»
отчетливости, исходя лишь из противополагания другому. Обнаруживается тенденция
к кризису этнической идентичности и размыванию границ крупных этнических групп,
поскольку не возникает «реальной встречи» и непосредственного ощущения близости
всех ее членов. Возникают те или иные варианты обособления внутри этноса,
которые сегодня часто называют региональными образованиями. В то же время
идентичность не имеет отчетливого очертания, часто характеризуя устойчивость
лишь внешних границ сообщества, не демонстрируя единую систему нормативности.
Современное социокультурное пространство, обретая целостность,
прежде всего в силу наличия единого информационного пространства стремится к
локальным объединениям (ситуация «глокализации»). В связи с этим крупные
образования, такие как нации, этносы переживают состояние глубокого кризиса. В
то же время адекватное существование гомогенного социокультурного пространства
является сомнительным, что вызывает идеи о наличии «множественности миров».
Этническое искусство и
этническая идентичность – два взаимосвязанных явления, отражающих взаимовлияние
внутреннего и внешнего, объективного и субъективного. Одним из отрицательных
объективных последствий культурной глобализации является жесткое подавление и
выхолащивание национальных культур, этнического искусства на основе худших
западных образцов. В субъективном плане эти процессы находят отражение в потере
национальной самобытности, маргинализации и деморализации значительных масс
населения, лишение ценностей национальной культурно-религиозной идентичности.
Следует отметить, что моральная основа,
составляющая фундамент личности, формируется изначально этнической культурой, в
том числе посредством этнического искусства. Отсутствие у человека этого
мировоззренческого ядра этнической идентичности позволяет манипулировать
личностью, предоставляя ей жизнь лишь в иллюзии своей полной самореализации.
Этническое искусство в то же время может быть
расценено как модель неповторимости бытия, творчески представляющая нам
чувственно-рациональное постижение мира. Не подлежит сомнению, что производство художественных ценностей в
структуре этнической художественной культуры носит своеобразный характер, где
кроме влияния этнической идентичности, воплощения национального характера, в
первом приближении видятся существование устойчивой художественной традиции
этноса (по созданию художественных ценностей), стиля этнического искусства,
типологии методов и стилей внутри последнего, наличия ценностей своей и
инонациональных художественных культур, играющих при сопоставлении роль
эталонных, доминирующих в данной культуре и т.д.
В исследовании
процесса оценивания художественных ценностей, важны и институты «оценивания»
(эстетика, теория искусства, художественная критика) и постижение закономерностей
художественно-оценочной деятельности. Важным является исследование процесса
освоения художественных ценностей. Здесь центральными задачами необходимыми для
анализа выступают традиция потребления и освоения художественных ценностей в
данной этнической культуре, проблема типологии массового реципиента в
художественной культуре определенного этноса, процессов сопровождающих его
восприятие и освоение художественных ценностей своей и иноэтнических культур.