Мальцева
О.В.
Приазовский
государственный технический университет
Смеховое регулирование поведения и нравов
в традиционных культурах
Зависимость архаического человека от природной стихии, абсолютная
неприспособленность выступать в качестве самостоятельной единицы хозяйственной
деятельности делали его полностью зависимым от той общины, в которой он жил. Невозможность
выжить в одиночку заставляла членов архаических сообществ безукоризненно
следовать воле рода. Их жизнь регламентировалась первобытным общественным
самоуправлением, опиралась на авторитет, уважение традиций и не нуждалась в
каком-либо специальном аппарате принуждения. Главными регуляторами здесь
выступали определенные правила поведения – обычаи, традиции, табу. Эти неформализованные
правила соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось силой
общественного мнения. Первобытные обычаи исходили от рода и выражали его волю и
интересы. Они действовали в силу привычки. Специальных органов, охраняющих
незыблемость обычаев, не было. При необходимости к нарушителям применялось
убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени.
Принуждение выражалось в виде устного осуждения, физического наказания или
изгнания. Как правило, столь радикальным мерам предшествовало коллективное осмеяние.
Порицание в форме осмеяния считалось одной из наиболее действенных санкций,
поскольку публичный смех вызывал стыд и гарантировал дальнейшее подчинение
«отступника» сложившимся общественным нормам.
О смеховом регулировании поведения и нравов первобытных людей
свидетельствуют исследования антропологов, этнографов, культурологов,
правоведов, социальных психологов, философов. В работах П. Рейдина,
Р. Элиота, З. Пейнера, Б. Малиновского, Э.-С. Ретри,
М. Мид и др. отмечается, что в традиционных культурах публичные шутки и
насмешки выполняли многообразные социальные функции: они служили «крепкой
страховочной веревкой, привязывающей человека к обществу, вне которого жизнь
для него невозможна», защищали род от вырождения, воспитывали и
дисциплинировали. Американский социальный антрополог П. Рейдин, изучавший
в 20-е гг. ХХ века жизнь отдаленных от цивилизации племен, в своей книге
пишет: «Страх перед осмеянием – существенный позитивный фактор в жизни
первобытных народов. Этот фактор, охраняющий установленный порядок вещей,
действует сильней и терроризирует больше, чем любое установление
ограничительного и принудительного характера» [1, с. 126]. Р. Элиот
утверждает, что осмеяние как метод регулирования первобытных отношения
применялся в тех сообществах, где члены коллектива имели особенную
чувствительность к стыду.
Известный этнолог и антрополог Б. Малиновский в книгах «Сексуальная
жизнь диких» и «Обычаи и преступления диких» на примере жизни племен,
населяющих острова Тробриан в Меланезии, раскрывает роль шутки, насмешки,
оскорбления в стабилизации первобытных обществ. Согласно его исследованиям, одними
из главных поводов для осмеяния были супружеские измены, нарушения правил
экзогамии, половая распущенность, сексуальные извращения, а также другие
преступления против нравственности. Автор утверждает, что публичное наказание
высмеиванием было столь сильным и действенным средством воздействия на сознание
архаического человека, что виновник зачастую кончал жизнь самоубийством.
Самоубийства вследствие осмеяния зафиксированы у самых разных народов на уровне
примитивного развития.
Регулятивная смеховая практика широко распространена и характерна для
народности ашанти (Западная Африка), туземных племен Гренландии, Северной и
Южной Америки, индейцев племени тлинкит (северо-восточная Аляска), индейцев
североамериканских прерий, индейцев пуэбло и др. Специальные смеховые ритуалы в
ряде племен проводились ежегодно и, по сути, являлись сеансом коллективной
психотерапии. Во время этой церемонии можно было безнаказанно высмеивать даже
вождя и верховного жреца. Такое стихийное освобождение от чувства ненависти,
зависти, антипатии, которое неизбежно накапливалось у соплеменников,
оборачивалось пользой, так как выброс негативных эмоций способствовал наступлению
спокойствия и порядка по окончанию праздника. Аналогичную функцию выполняли
ритуалы словесного поединка, которые сопровождались насмешками, издевками,
руганью в адрес противников. Безусловно, немаловажной целью этих ритуальных игр
было развлечение, но параллельно смех снимал накопившуюся в обществе агрессию,
предупреждая драки и кровопролитие, позволял мирно выбрать победителя, чье преимущество
не вызывало ни у кого возражений. К осмеянию прибегали также в борьбе с
трусостью воинов. Когда уже ни уговоры, ни угрозы, ни подарки не действовали,
молодых неопытных бойцов осыпали градом шуток и насмешек, что срабатывало
безотказно. В отдельных племенах действовал институт «священных клоунов»,
которые выполняли карательно-полицейские функции.
Таким образом, можно утверждать, что использование смеха в качестве
регулятора общественных отношений в традиционных культурах было явлением
универсальным, общечеловеческим, присущим сообществам на ранней примитивной
стадии развития. Отсутствие каких-либо правовых, судебных, карательных,
воспитательных органов общественного воздействия закрепило за смехом,
насмешкой, шуткой роль санкции, принуждающей соблюдать обычаи и общественные
нормы, а также своего рода меры наказания против индивида, совершившего
антиобщественный поступок. Объективная зависимость архаических людей от
коллектива делала их особенно чувствительными к смеху. Такое красноречивое, недвусмысленное
проявление общественного мнения обладало мощными педагогическими и
репрессивными возможностями, заставляло испытывать чувство стыда и вины,
стимулировало желание исправить линию поведения, вписаться в общепринятые
нормы, заслужить внимание и уважение со стороны соплеменников.
Литература:
1. Radin P. Primitive Man as Philosopher / P. Radin. – New York: University,
1927. – 284 s: