Философия/4. Философия
культуры
К.п.н. Соловьев В.В.
Ставропольский
военный институт связи ракетных войск, Россия
Духовная культура общества: попытка
определения сущности и содержания
Обращение к проблемам духовности в настоящее время
весьма актуально, поскольку духовная культура, выступая подлинно интегрирующим
началом в человеке, непосредственно связана с фундаментальными вопросами его
бытия и обеспечивает ту норму жизни, которой он должен следовать на протяжении
всей жизни. Исторический опыт свидетельствует, что во все времена ослабление
внимания к сохранению духовных ценностей, утрата интереса к духовным проблемам
зачастую приводили к деградации нации. Во многих работах современных философов
подчеркивается данная необходимость, в частности В.А. Лекторский пишет, что,
если Россия не сможет повернуться к духовности, она погибнет как великая и
неповторимая культура, а, следовательно, погибнет как страна (1).
Духовная культура обеспечивает человеку ту норму
жизни, которой он должен руководствоваться, для того чтобы сохранить свой
человеческий облик. Нормы духовной культуры динамичны и детерминируются, прежде
всего, спецификой историко-социальных условии и особенностями общественных психологических
процессов.
Теоретический анализ современных подходов к пониманию
духовной культуры позволяет сделать вывод о том, что духовная культура – это
особая интеграция мировоззренческих оснований и связанных с ними представлений,
основными элементами которых выступают знания, верования, эмоции, убеждения,
особый образный и концептуальный язык, правила и способы мышления, сложившиеся
нормы и принципы отношений, ценностные ориентации и проекты, то есть то, что
составляет целостно-сущностное ядро личностной идентификации и обеспечивает
осознанное отношение к самому себе и к действительности.
Духовная культура – это одна из сторон общей культуры
человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной.
Если под материальной культурой понимается предметно-физический мир культуры –
средства труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества
и объекты, то в качестве духовной культуры выступают те явления, которые
связаны с сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической
деятельностью человека – язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и
т.п. (2).
В понимании духовной культуры сложилось следующие
основные подходы:
·
онтологический –
рассматривает духовную культуру с точки зрения выявления исходных принципов
духовного бытия человеке, общества, государства;
·
гносеологический –
способствует познанию и выявлению сути духовной культуры;
·
социологический –
направлен на выделение духовной культуры как фактора организации и образования
жизни общества;
·
аксиологический –
интерпретирует духовную культуру сквозь призму ценностей и определяет ее как
ценностное содержание личности и соотносится с общественными критериями
нравственности и гуманизма.
В структуре духовной культуры выделяют следующие
важнейшие элементы:
·
знаково-символический,
представленный знаниями, сформулированными в системе понятий и представлений
(язык как объективная форма аккумуляции, хранения и передачи опыта);
·
система ценностей,
составляющих ядро духовной культуры (витальные, мировоззренческие, моральные,
эстетические, межличностные, демократические, прагматические и др.);
·
обряды, обычаи,
традиции.
Духовная культура существует в двух неразрывно
связанных между собой формах: в форме духовного мира каждого отдельного
человека и его деятельности по созданию духовных «продуктов», а также в форме
самих этих продуктов, то есть духовных ценностей.
Содержанием духовной культуры становится духовная
деятельность, представляющая собой основу духовной жизни общества и включающая
духовные потребности человека, духовное производство, духовные ценности, духовное
потребление; результатом является мировоззрение, научные идеи и теории,
моральные и религиозные воззрения.
В зависимости от направленности человеческой
активности социокультурная деятельность может быть: созидательной, то есть направленной
на формирование «второй природы» – среды обитания человека, орудий труда, машин
и механизмов и т. п.; и разрушительной, связанной с различными войнами, революциями,
этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.
В человеческой деятельности существуют определенные
ориентиры – ценности – это то, что значимо для человека, что ему дорого и
важно, на что он ориентируется в своей деятельности. В течение длительной
истории существования человечества выработалась и закрепилась в обществе
определенная система ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его
членов. Наиболее важными выступают следующие:
·
главные жизненные ценности – представления о
цели и смысле жизни, счастье;
·
ценности межличностного общения
– честность, доброжелательность;
·
демократические ценности
– права, свобода слова, совести, партий;
·
прагматические ценности –
личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству;
·
мировоззренческие,
моральные, эстетические и другие ценности.
Таким образом,
формирование духовной культуры есть особый социально обусловленный процесс
передачи, сохранения, развития, усвоения, воспитания и самовоспитания
общественно-признанных, государственно-значимых и жизненно-необходимых обществу
ценностей, идеалов, установок, морально-этических норм и правил,
функционирующих в определенных социальных условиях.
Литература:
1.
См.: Лекторский В.А.
Духовность и рациональность // Вопросы философии. – 1995. – № 2. – С. 35-36.
2.
Гуревич П.С. Философия
культуры. – М., 1994. – С. 44.